Особенности создания барельефа из разных материалов
Как украшение, лепнину применяют в разных условиях. Поскольку барельеф дома находясь на стене подвергается интенсивным осадкам, гипс заменяют цементом. Интересна также идея создания панно из монтажной пены.
Из цемента
Шпаклёвки с цементом вместо гипса также можно использовать для панно. Но практичнее применить цементную или цементно-полимерную штукатурку. Состав не так быстро отвердевает, тяжелее, менее пластичен, склонен к усадке. Это создаёт (по сравнению с гипсовой массой) определённые трудности. Поэтому лучше не выполнять барельеф на стене своими руками, а доверить дело мастерам.
На основе монтажной пены
Современные материалы позволяют сократить время создания крупноразмерных элементов и снизить вес украшения. Так из монтажной пены умельцы изготавливают закреплённые модели, покрывают их гипсом и окрашивают. Предлагаем новичкам ознакомиться с техникой, посмотрев видео.
Материал для барельефа
Мнение эксперта
Марина Занина
Дизайнер интерьера
Скажу сразу, что приемлемый результат в создании настенных панно можно получить из практически любой штукатурки (гипсовой и цементной) или финишной шпаклевки
Основное, на что стоит обращать внимание — это максимальная и минимальная толщина слоя материала по рекомендациям производителя. Выбирайте смеси исходя из ожидаемого результата: когда требуется идеальная гладкость — берите для барельефа финишную шпаклевку.
Как выбрать смесь для художественной штукатурки?
Прежде всего, нужно выбирать по месту планируемых работ. Гипсовые штукатурки применяются только для внутренних сухих помещений, т.к. гипс активно вбирает влагу и теряет при этом прочность
Материалы на основе цемента не боятся влаги, поэтому для фасада нужно брать только их.
Второе, на что обращать внимание, — толщина нанесения. Если планируете тонкие узоры и мелкие детали, то покупайте шпаклевку с самой маленькой допустимой высотой слоя
То же относится и к наибольшей толщине. Все современные штукатурки допускают нанесение слоем до 5 см. Если требуется больший слой, то советую выбрать Weber Vetonit Profi Gyps. Она допускает локально толщину до 10 см.
Также, картины и барельефы с большим объемом лучше начинать из штукатурки, она создаст прочный каркас. После формирования общих контуров рисунка детали и верхние гладкие слои выполняются из шпаклевки.
Вот несколько проверенных материалов для выполнения рельефных картин и панно:
Название | Основа | Толщина, мм | Плюсы |
Кнауф Унифлот | гипсовая | 1-5 | Очень гладкая, быстро схватывается. |
Кнауф Фуген | гипсовая | 1-5 | Менее гладка, но «каменная» прочность. |
Сатентек | гипсовая | 1-5 | Идеально гладкая, без зернистости. Легко обрабатывается. |
Волма Слой | гипсовая | 5-30 | Хорошошо шлифуется, можно не шпаклевать. Удобная при нанесении, держит форму. |
Кнауф Ротбанд | гипсовая | 5-50 | Шероховатая, крепкая |
Волма Аквастандарт | цементная | 1-8 | Подойдет для сухих и влажных помещений. Жизнеспособность раствора до 2 часов. |
Вебер VH | цементная | 1-4 | Крепкая шпаклевка для наружных работ |
Актуальные цены на шпатлёвку:
Гипсовая шпаклевка
В этом видео рассказано, какая штукатурка и шпаклевка из гипса лучше для объемных картин на стену.
История барельефа
Возраст самых древних из обнаруженных археологами барельефов составляет более 11 тысяч лет. Многочисленные рельефные изображения найдены в ходе раскопок храмового комплекса Гёбекли-Тепе на территории современной Турции. Радиоуглеродный метод подтвердил, что эти произведения монументального искусства были созданы мастерами эпохи неолита около девяти тысяч лет до нашей эры.
В Древнем Египте широко была распространена техника койланалиф или контурного рельефа. А в Вавилоне, Персии и Ассирийском царстве барельефными изображениями часто украшали храмовые здания и дворцы властителей задолго до начала нашей эры.
До наших дней сохранилось множество барельефных произведений искусства античной эпохи. В Древней Греции и Риме такие изображения были неотъемлемой частью убранства храмовых комплексов, триумфальных арок и фронтонов зданий.
После завоевания варварами Рима искусство создания архитектурных барельефов было утрачено в Европе почти на 1000 лет. На протяжении длительного времени сохранялись только традиции изготовления небольших изделий с рельефными поверхностями: шкатулок, ювелирных украшений, икон и предметов мебели.
Многочисленные образцы барельефов I-X веков нашей эры сохранились до наших дней на территории Индии и стран Юго-Восточной Азии (Индонезии, Камбоджи, Мьянмы, Таиланда). Такие скульптурные композиции были востребованы при строительстве буддийских и индуистских храмов.
Возрождение барельефной архитектуры состоялось в середине XV века в Италии. По проекту архитектора Леона Баттисты Альберти (Leon Battista Alberti) была построена церковь Темпио Малатестиано в Римини. А малоизвестный скульптор Агостино ди Дуччо (Agostino di Duccio) впервые за длительное время создал настенные рельефные изображения аллегорических и мифологических фигур.
В последующие столетия барельеф снова стал широко востребованным в европейской архитектуре. Рельефными изображениями искусные зодчие начали массово украшать стены храмов и дворцов. А в индустриальную эпоху сфера применения выпуклой скульптуры быстро расширилась благодаря появлению новых технологий и материалов.
В СССР барельефы на протяжении многих лет были важной составляющей официальной пропаганды. Изображения на тематику Октябрьской революции, Великой Отечественной войны и счастливой жизни советских людей украшали фронтоны зданий, интерьеры станций метро, а также основания тысяч памятников и стел во всех уголках страны
И в XXI веке барельеф остается востребованным видом монументального изобразительного искусства. Выдающиеся скульпторы современности успешно продолжают традиции древних мастеров и создают все новые шедевры архитектурного зодчества.
Тонировка
Это окраска нашей картины. Тонировка может быть одноцветная, в этом случае передача объема происходит за счет света и светотени.
Тонировка может быть монохромная — два, три цвета.
В технику входит метод вытирания выступающих частей картины влажной тканью.
Полноцветная тонировка мне ограничивается по количеству цветов.
Все зависит от задумки проекта
Помним с цветами работаем осторожно. Главное правило в тонировке — не переборщить
Очень важно знать, любой окрас съедает часть объема нашей картины
Готовый барельеф нужно покрыть лаком или декоративным воском. Можно использовать матовый акриловый лак из баллончика.
Предыдущая
Художественная штукатуркаСкульптурная живопись: удивительные картины из декоративной штукатурки
Следующая
Художественная штукатуркаНастенное панно из гипса: мастер класс по декору часов
Подготовительные работы перед созданием настенного барельефа
Барельеф можно сделать при помощи разных техник. Для того чтобы получить качественный результат, необходимо правильно провести подготовительные работы.
Они состоят из следующих этапов:
- Очистка поверхности от декоративного покрытия.
- Удаление пыли и устранение дефектов на поверхности. Можно использовать армирующую сетку для увеличения прочности элементов.
- После высыхания раствора выполняется обработка стены грунтовкой.
- Создание карандашного эскиза на поверхности.
- Если планируется сделать объёмный барельеф, можно разместить арматуру из проволоки, которая свяжет все элементы с основанием.
ФОТО: remontkvartir-v-moskve.ruКрупные дефекты стены необходимо выровнять
ФОТО: stroy-podskazka.ruПри переносе эскиза на стену можно использовать трафареты и лекала
Техники исполнения рельефа
Прежде, чем говорить о техниках выполнения объёмного рельефа, заострим ваше внимание на таком понятии, как «обратный барельеф». Иначе его называют контррельефом, так как изображение получается не выпуклым, а вогнутым
Соответственно, здесь применяется другая техника, при которой контуры рисунка прорезаются вглубь ещё сохраняющей пластичность штукатурки. Называется она сграффито, технически более сложна и требует определённых навыков.
Контррельеф, выполненный в технике сграффито
Для исполнения объёмного барельефа, могут быть применены четыре различных технологии — вот о них мы и расскажем далее.
Гипсование незакрепляемых (свободных) моделей
Этот способ обычно используют для создания цветочных композиций, используя в качестве модели фигуры, вырезанные из бумажных салфеток. Для этого готовят жидкую смесь архитектурного гипса, в который и окунают искусственный цветок.
Гипсование искусственного цветка
Потом его кладут на затянутую целлофаном доску в том положении и последовательности, которое предусматривает композиция. Дождавшись схватывания гипса, заготовку окунают ещё раз, и ещё – пока не образуется слой в 1,5 мм. Затем, используя акриловый клей или ПВА, закрепляют на стене или потолке и окрашивают.
Готовая композиция
Гипсование на опорной поверхности без удаления модели
Этот способ, как и предыдущий, доступен для самостоятельной работы. Только в этом случае модель сначала закрепляют на базовой поверхности, а потом уже начинают гипсовать, используя для этого кисть. Соответственно, модель должна быть более жёсткой, чем бумажный цветок, поэтому делают их обычно из полистирола или другого мягкого полимера. Можно так же использовать пресное солёное тесто – такая модель даже и послужит дольше. В процессе гипсования на неё наносится не менее 10 слоёв жидкого гипса.
Сначала надо приклеить к поверхности модель
Обратное литьё с использованием удаляемой модели
Этот способ весьма популярен, так как позволяет получить недорого и без трудоёмких работ вполне приличную на вид лепнину. Для этого необходимо иметь образец, который вы хотели бы воспроизвести и тиражировать. Например, можно распилить пополам старую вазу, плафон, красивую ёлочную игрушку, или слепить образец из пластилина или другой пластичной массы для лепки.
Модель укладывают на обтянутую целлофаном доску, и покрывают слоем ланолина. Её обмазывают достаточно густой гипсовой массой и армируют марлей или тонкой стальной сеткой. Сверху наносят уже цементно-песчаный раствор и дают ему набрать прочность в течение недели. Получившуюся фигуру зачищают, корректируют дефекты и монтируют на поверхность.
На заметку: Если надо получить тираж одинаковых изделий, то лучше использовать силиконовый компаунд. Изготовить его можно самостоятельно, установив вашу модель в гидроизолированную ёмкость, и залив жидким силиконом. Когда он застынет, у вас будет готовая эластичная форма для заливки гипса.
Изготовление барельефа с помощью компаунда
Художественная лепка на базовой поверхности
Наилучшего художественного эффекта можно добиться лепкой по месту, но это доступно далеко не каждому. Дилетантскую лепнину видно невооружённым глазом, и она может не украсить интерьер, а превратить его в безвкусицу. Как минимум, нужно попрактиковаться в лепке на пластилине, и помнить о быстром схватывании гипса, которое не даст возможности исправлять ошибки.
Образец художественной лепки
При использовании данной технологии каждая деталь композиции вылепляется вручную из густого гипсового теста, прикрепляется к поверхности, после чего производится поверхностное гипсование жидкой алебастровой смесью. Форма многим деталям может придаваться не мастихином (специализированный инструмент), а подручными предметами: кондитерским шприцем, шпагатом.
Выполнение мелких деталей рисунка кондитерским шприцем
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Рельеф (скульптура)» в других словарях:
Рельеф (скульптура)
— РЕЛЬЕФ, вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым или углубленным по отношению к плоскости фона. Основные виды: барельеф, горельеф. …
Рельеф: Рельеф (фр. relief, от лат. relevo поднимаю) совокупность неровностей суши, дна океанов и морей. Рельеф (скульптура) вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором всё изображаемое … Википедия
— (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… … Художественная энциклопедия
Скульптура Ренессанса один из важнейших жанров искусства Возрождения, достигший в это время рассвета. Основным центром развития жанра была Италия, главным мотивом ориентация на античные образцы и любование человеческой личностью.… … Википедия
— (франц. relief, от лат. relevo поднимаю), скульптурное изображение на плоскости. Неразрывная связь с плоскостью, являющейся физической основой и фоном изображения, составляет специфическую особенность рельефа как вида скульптуры.… … Художественная энциклопедия
— (лат. sculptura от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом… … Большой Энциклопедический словарь
Скульптура античная
— скульптура Древней Греции и Древнего Рима, а также эллинистических государств. Становление с.а. происходило в архаический период (VIII VI вв. до н.э.). Скульптура ранней архаики характеризуется вост. мотивами и связывается с именем… … Античный мир. Словарь-справочник.
— (латинское sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Современная энциклопедия
— (лат. sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. Различают круглую статую и рельеф, а… … Энциклопедия культурологии
— (латинское sculptura, от sculpo – вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Книги
Дети страны советов , . Издание знакомит с произведениями советских живописцев, графиков, скульпторов, художников прикладного искусства, посвященными теме детства. Альбом иллюстраций, состоящий из тематических…
Завершение процесса обработки
Когда требуемое изображение достигнуто, барельеф тщательно очищают от пыли и обрабатывают грунтовкой при помощи соответствующей кисти. Затем предстоит окраска. В случае если применение нескольких цветов не предполагается, то рекомендуется взять белую краску двух оттенков на водоэмульсионной основе, и покрыть более светлой краской детали, которые требуется выделить и которые несут основную стилистическую нагрузку. Желательно производить окраску, используя не кисть, а обычную губку, чтобы избежать образования неприглядных полос, которые меняют динамику рисунка. Таким образом, декорирование можно считать готовым.
В этой статье я расскажу, как быстро и просто изготовить небольшой барельеф своими руками. Уровень сложности работы – для начинающих.
Данный барельеф выполнен финишной шпаклевкой на полимерной основе. Она прекрасно обрабатывается и стоит недорого.
В этом мастер – классе барельеф будет выполнен на куске многослойной фанеры. Также в качестве основы можно использовать, например ГВЛ или ДСП (в этом случае у вас получится декоративное панно), или выполнить барельеф непосредственно на стене.
Обычно шпаклевку наносят достаточно тонким слоем (до 3-5 мм), но в данном случае нам нужен более мощный слой – около 10 см. Чтобы шпаклевка не растрескалась – основу армируем мелкой сеткой. Затем наносим шпаклевку и оставляем до полного высыхания (несколько суток).
Поверхность проходим мелкой наждачной шкуркой, и переходим к самому интересному – созданию изображения.
Для этого барельефа в Интернете был выбран древне – ассирийский сюжет, распечатан и перенесен на поверхность панно при помощи копирки.
Первый слой делаем белой водоэмульсионной краской – для пропитки. После высыхания наносим цветной слой краской, колерованной под натуральный камень и, не дожидаясь высыхания, снимаем краску на выпуклых частях тампоном. Оставляем до полного высыхания. По завершении работу можно покрыть лаком, а можно оставить, как есть.
Таким способом трудно качественно декорировать большую площадь, поэтому для больших барельефов используйте краски с большим сроком высыхания.
Барельефы небольшого размера, выполненные подобным способом, можно использовать для оформления каминов, в качестве декоративных плиток и т.п.
Большие панно станут истинным украшением интерьера, но для их создания нужно немало поучиться.
Мастер – класс по созданию крупного барельефа см. . Еще один способ объемно декорировать стены – .
В современном дизайне есть очень модное направление – барельеф из декоративной штукатурки. Древняя техника украшения стен объемными изображениями долгое время была незаслуженно забыта и использовалась только для создания монументальной скульптуры и оформления общественных мест.
Создание декора из лепнины в жилище и до сих пор могут позволить себе немногие: художественный уровень такой работы дает возможность мастеру оценивать свой труд достаточно высоко. Но приемы изготовления барельефа не представляют особенной сложности. Основное препятствие на пути самодеятельного дизайнера – убежденность в том, что сделать своими руками красивый барельеф на стене очень трудно.
Существует 2 способа монтажа декоративного панно на стенах помещений: покупка готовых плит с фрагментами лепнины и создание изображения прямо на стене. В первом случае укладка деталей панно напоминает выполнение облицовочных работ с кафельной плиткой. Для крепления элементов используются жидкие гвозди или плиточный клей.
Другой способ сложнее, но гораздо интереснее, так как требует проявления творческих способностей. Для выполнения отделки нужно иметь минимальные навыки работы с пластичными материалами (на уровне школьных уроков лепки), пространственное воображение и умение рисовать. При желании можно воспользоваться готовыми рисунками или орнаментом, перенеся их на стену с помощью проектора или увеличивая по клеткам.
Создание самого рельефа потребует терпения и аккуратности. Большое значение имеет используемый в работе материал. Для получения хороших результатов лучше всего использовать финишные штукатурки на гипсовой основе или декоративные смеси с очень мелкой фракцией наполнителя. Они хорошо поддаются шлифовке, пластичны и обладают однородной структурой, что позволяет выполнить даже мелкие детали.
Плюсы и минусы барельефа
Барельеф изготавливается из древесины, глины, алебастра, гипса или камня. Последний способ очень трудоемкий и требует от скульптора высокого уровня мастерства, так как любая ошибка не подлежит исправлению. Из дерева барельефы создают путем резьбы, а глина — самый доступный материал, который подходит даже для новичков. Лепкой занимались все еще в школьные годы. Барельефные изделия в отличие от обычных скульптур позволяют сохранять масштаб 1:1 и при этом экономить на материалах. Ведь глины, к примеру, для ваяния человека в полный рост потребуется почти на 60-70% меньше, чем на создание аналогичной полноценной статуи. Раньше любые виды рельефов украшали собой стены и потолки и при этом оставались их частью, то есть композиция была статичной и не подлежала перемещению. Сейчас можно изготовить небольшой барельеф на специальном холсте-подставке и передвигать его по квартире при необходимости.
Объемные композиции неизменно ассоциируются с классическими стилями. Действительно, такой декор уместно будет смотреться в одноименном дизайне, арт нуво, модерне, барокко, рококо, ампире. Но здесь речь идет о традиционных скульптурах, с мягкими линиями и множеством мелких, вычурных деталей. В центре композиции, как правило, фигурируют люди, божества, мифические существа или сложные орнаменты. В современный стиль органично вольется минималистичный барельеф:
- Городская панорама;
- Кусочек леса;
- Объемные «завихрения» взбалтываемой жидкости;
- Имитация «старого» слоя отделки или кирпича под осыпавшейся штукатуркой.
К морскому стилю подходят объемные изображения косяков рыб, коньков, водорослей, коралловых «полей» и фантастические панорамы владений Тритона. Конечно подобные композиции новичку не удастся изготовить с первого раза без ошибок. Придется долго тренироваться и набивать руку. В этом, пожалуй, основной недостаток барельефа. Его невозможно создать красивым без больших временных затрат на обучение мастерству скульптора. Исключением станут только абстрактные рельефы, которые подойдут для одноименного стиля или минимализма. В отличие от декоративной росписи, барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом. Подсветка идеально подчеркнет каждую линию. Популярен этот вид оформления для украшения арок, каминов, проемов и акцентных стен. С его помощью можно грамотно замаскировать неровности поверхности, спрятать коммуникативные линии или же исказить пространство в комнате неправильной формы.
Итальянские мотивы подчеркнут виноградные лозы и декоративные колонны или объемный пейзаж из фальш-окна. Японский колорит дополнит 3D ветка сакуры, усеянная многочисленными цветами, а китайский — дракон с оскаленной мордой. В дом с элементами, традиционными для Индии, гармонично вольются тематические слоны на стенах и декоративные скульптуры многоруких индуистских божеств.
Что потребуется?
Чтобы приступить к работам по изготовлению барельефа, нужно запастись всеми необходимыми материалами и инструментами.
- Самым главным материалом является финишная гипсовая шпаклевка. В магазинах она представлена в большом разнообразии, и можно выбрать любой вариант. Одни предпочитают изделия под названием Knauf Uniflot, другим больше по душе Fugen, третьи отдают предпочтение «Акрил Путц». Все составы одинаково хорошо подходят для работы, здесь уже дело вкуса и цены.
- Понадобится специальная пропитка, поскольку гипсовая конструкция имеет немаленький вес. Должно быть обеспечено хорошее сцепление с поверхностью, чтобы все это со временем не обрушилось.
- Кроме того, нужно запастись составом для финишной обработки, чтобы сделать поверхность ровной и гладкой.
- После этого уже можно наносить краску, согласно задуманному сюжету и общей цветовой концепции помещения.
Отдельно стоит сказать об инструментах.
- Для нанесения раствора на поверхность, выравнивания, создания неглубокого рельефа понадобится кельма из нержавеющей стали.
- Пластиковая кельма будет тоже необходима. Она незаменима при создании глубокого или протяженного рельефа.
- Шпатель нужен для того, чтобы накладывать раствор на кельму, убирать излишки, а иногда и наносить на стену, если предварительно требуется толстый слой.
- Пригодятся и мастихины, которые представляют собой маленькие лопаточки для проработки более мелких деталей.
- Скульптурные стеки можно приобрести, если вы задумали воспроизвести сложный сюжет с множеством мелких деталей, да и вообще не планируете останавливаться лишь на одном панно.
- Есть еще несколько приспособлений, которые могут и не являться обязательными, но мастерам они всегда помогают при создании своих настенных шедевров. К ним относятся медицинский скальпель (для более точных срезов), стамески для резьбы по дереву (отлично справляются со свежим гипсом), кондитерский шприц (очень удобен при добавлении маленькой порции материала).
Тематическая направленность объемных изображений
Количество барельефных панно, используемых в квартире, их параметры и тематическая направленность зависят от стиля помещения, а также от его размера, назначения и замысла дизайнера.
- Абстрактный узор на стенах и на потолке станет прекрасным дополнением к монотонным поверхностям мебели, выдержанной в стиле минимализма.
- Хорошо смотрится барельефный потолок с узором в виде переплетенных стволов и ветвей деревьев. Он вписывается в интерьер любого помещения, дополняя его и делая более уютным и домашним.
- В помещении с асимметричными стенами несколько выступающих элементов барельефа в разных местах комнаты и на потолке помогут визуально гармонизировать пространство.
- Если в комнате преобладает мебель, выполненная из натуральных материалов, то лучше всего на стену повесить объемное панно, выполненное из дерева.
Небольшие барельефы, используемые возле плиты или в районе обеденной зоны, будут отличным декором для кухонного интерьера. Они оживят ее пространство, сделают динамичным.
Сравнение
Между горельефами и барельефами есть и отличия, и сходства. Единство заключается в следующих чертах:
- разновидности скульптурной техники «рельеф»;
- неразрывно связаны с плоским фоном;
- берут начало от объемных наскальных рисунков.
Но разница между произведениями искусства куда больше. Следует рассмотреть каждое отличие подробно.
- Соотношение объема и плоскости. У горельефа объема более 50%, у барельефа – менее. Барельеф выглядит так, будто круглая скульптура утопает в фоне. У горельефа объем, напротив, будто стремится отделиться.
- Перспектива. При создании горельефа ее принципы соблюдаются строже. В барельефах перспективой пренебрегают, чтобы сэкономить время и ресурсы на изготовление скульптуры.
- Отдельно стоящие элементы. В барельефах детали не сильно выдаются над основанием. Они будто приплюснуты, вжаты в него. А в горельефах часто встречаются элементы, которые едва связаны с фоном. Они могут выдаваться даже на полный объем, но соединяться с плоскостью тонким перешейком, а потом все еще принадлежать к рельефной скульптуре.
- Сложность создания. Горельефы сложнее даются мастерам, поэтому появились позже. Техника барельефов же использовались еще пещерными людьми в эпоху палеолита.
Материалами и инструментами создания данные рельефы не отличаются. И тот, и другой подтип могут быть созданы из глины, гипса, мрамора, дерева.
Интересно, что техники могут сочетаться. В современном интерьере используют прием, при котором часть скульптуры едва выдается над стеной, а часть сохраняет более 50% объема.
Виды
Барельеф можно изготавливать из самых разных материалов, например, из дерева или шпатлевки, применив соответствующую технику. При этом могут получаться разнообразные виды оформления. Рассмотрим наиболее популярные из них.
Высокий
Этот вид барельефа носит название горельефа. Его отличительная особенность заключается в том, что он значительно выступает из своей фоновой плоскости, создавая высоту и объем композиции.
Низкий
Углубленный вид барельефа называется контррельефом (низким рельефом). Здесь изображение не выступает над плоскостью основания, а, наоборот, углубляется в неё. Часто углубленную композицию используют в качестве основы для создания литых барельефов.
Смешанный
Такая разновидность барельефа встречается чаще всего. Она совмещает в своих композициях как углубленные, так и выпуклые части. Таким образом, в зависимости от индивидуальных вкусовых предпочтений и стилистики помещения можно выбирать тот или иной вид барельефа и приступать к созданию необычных скульптурных композиций.
Мастер-класс для начинающих по созданию барельефа с помощью трафарета
Начинающим мастерам проще всего создать барельеф при помощи трафарета. Его можно сделать своими руками из пластика, плотного полиэтилена или купить готовый образец в строительном магазине.
ФОТО: ogodom.ruМожно распечатать рисунок из интернета и перенести его на плотную бумагу или пластик
Что нужно для работы
Для работы нам понадобятся:
- трафарет;
- скотч;
- готовая мелкозернистая штукатурка;
- наждачка;
- шпатель;
- акриловые краски и лак.
Пошаговая инструкция по изготовлению
Пошаговые уроки по созданию эффектного барельефа при помощи трафарета:
- Прогрунтовать отрезок стены, на который будет нанесён барельеф.
- После высыхания грунтовки на стену нанести разметку и зафиксировать трафарет при помощи малярного скотча.ФОТО: ogodom.ru
- Полностью покрыть трафарет штукатуркой и тщательно уплотнить каждый слой.
- После полного высыхания штукатурки аккуратно снять трафарет со стены.ФОТО: ogodom.ru
- Отшлифовать наждачкой все шероховатости.
Декорирование рельефа
После обработки барельефа наждачкой и очистки поверхности от пыли можно сделать его более эффектным и покрасить в разные оттенки. Для больших элементов рекомендуется использовать валик с поролоновой насадкой. Прорисовывать детали лучше кисточками. Прекрасно смотрится на выпуклых фрагментах бронзовка или серебрянка. После высыхания можно покрыть барельеф лаком.
ФОТО: vatet.ruПриступать к окрашиванию рекомендуется не ранее, чем через сутки после удаления трафарета
Барельеф в интерьере
Применение барельефов дает довольно широкий простор для оформления интерьеров. К примеру, можно создать отдельное панно в виде картины для украшения пустующей стены.
Барельеф на стене своими руками
Нередко барельефы применяются для декорирования домашних каминов. Барельеф в сочетании с оригинальной подсветкой создает поистине оригинальную картину – благодаря подсветке все выпуклости изображения будут видны еще более отчетливо.
Барельефы отлично подходят для оформления разного рода проемов.
Барельеф на стене своими руками
В отличие от еще одного популярного варианта оформления интерьеров – декоративной росписи – барельефы не нуждаются в дополнительном выделении цветом.
При отсутствии выделения цветом, объемный рисунок будет проявляться благодаря игре света при грамотно обустроенном искусственном освещении. Таким образом у владельца появляется возможность создавать акценты на элементах декора в конкретно нужное ему время – достаточно лишь включить освещение.
Барельеф на стене своими руками
В дополнение к чисто декоративным функциям, барельефы прекрасно справляются и с разного рода функциональными задачами. К примеру, объемное декорирование позволяет нивелировать неровности поверхностей, украсить инженерные коммуникации, зрительно исказить пространство на усмотрение владельца, создать плавные переходы между разными функциональными зонами.
Барельеф на стене своими руками
Грамотное сочетание объемного рельефа и декоративной росписи позволяет создавать поистине оригинальные и невероятные эффекты.
Однако, несмотря на множество своих преимуществ, барельеф остается не таким уж и популярным вариантом декорирования помещений. Суть проблемы заключается в высокой стоимости обустройства таких объемных элементов.
Барельеф на стене своими руками
Неосведомленные люди нередко допускают ошибку, полагая, что барельеф является сборной конструкцией, отлитой из гипса. В действительности же такое декорирование обустраивается вручную и является по своей сути эксклюзивным. Следовательно, для обустройства красивого барельефного изображения придется приложить немало усилий, но при большом желании со всеми мероприятиями можно справиться самостоятельно.
Барельеф на стене своими руками
Как сделать своими руками?
Только пошаговая инструкция создания ботанического барельефа позволит освоить не совсем простую технику изготовления.
Работа начинается с того, что деревянной скалкой раскатывается приблизительно 2,5 кг глины. Инструмент должен двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. В финале первого шага должен образоваться пласт, толщина которого составляет приблизительно 1,5 см. Живые цветы располагаются на глине, согласно продуманной композиции
Важно помнить, что при создании отпечатка все то, что находилось справа, окажется с левой стороны
Далее, придерживая цветы, необходимо скалкой, расположенной в центре, довольно глубоко вдавить ботанические элементы в глиняную поверхность. Как только это сделано, цветы можно аккуратно убирать при помощи пинцета.
Разъемная форма для выпечки диаметром примерно 23 см вдавливается в глину. Края лучше дополнительно промазать, чтобы не образовывалось промежутков. Около 0,5 кг гипса в отдельной емкости смешиваются с 0,5 л воды. Перемешав смесь до полной однородности, можно залить ее в форму.
Приблизительно через 10 минут в гипс погружается проволочная петелька. Когда гипс застынет, шпателем нужно будет отделить края глины от формы для выпечки. Ее остатки смываются с барельефа при помощи губки, после чего поверхность зачищается жесткой стороной того же инструмента. Следующую неделю гипсовому декору предстоит просыхать.
Дизайн
Современная тематика данного типа рельефа может быть разнообразной. Чаще всего это пейзажи и изображения людей. Однако в зависимости от предпочтений заказчика это могут быть этюды в гостиных и залах, а также детских комнатах. Кроме того, горельефная резьба может украсить и камин, и даже зону изголовья в спальне.
Он способен украсить стены жилища. Исходя из стилистической задумки он может стать выразительным акцентом интерьера. Такое оформление стен придает помещениям индивидуальность и особую эстетику.
Композиции такого типа сегодня разнообразны, они подчиняются назначению и стилю дизайна. Например, при выборе идеи для оформления стены детской комнаты можно взять за основу дизайна объемные изображения сказочных персонажей или героев любимых мультфильмов. Можно создать определенную сцену из фильма, передав нужную атмосферу.
В просторной гостиной можно взять за основу дизайна идеи античных сюжетов. Скульптурное изображение может передавать фигуры ангелов, греческих богов, русалок. Современный подход к оформлению подразумевает использование горельефа как акцента интерьера, зонирующего пространство.
К примеру, горельефная скульптура может располагаться не только на всей стене, но и ее части. Горельеф можно оформить в виде уникального панно, взяв за основу дизайна тематику тропических лесов с райскими птицами, ажурными листьями, цветами и ветками. При этом размер скульптурного изображения должен быть просматриваемым.
Достоверно передаются с помощью горельефа сидящие на ветках птицы, демоны, женские и мужские фигуры и даже китайские драконы. При этом для каждого интерьера стараются выбрать такой дизайн, чтобы он гармонично вписывался в атмосферу и придавал ей особое настроение. Где-то это уменьшенные скульптурные мотивы, а то и вовсе отдельно взятые элементы, целью которых является отвлечение взгляда от недостатков комнатных перспектив.
В зависимости от дизайнерской задумки горельеф может подразумевать покраску. Ее выполняют в тон стены либо контрастно ей. Например, цветы, выполненные в данной технике, буквально оживают, если их раскрасить в естественные тона. Такой декор может украсить не только гостиную – данная тематика хороша для детской, прихожей, спальни.
Не менее красиво и дорого смотрится отделка, украшенная позолотой. Такое оформление вносит особую эстетику в дизайн интерьера или экстерьера. Кроме того, декор может предусматривать подкраску под бронзу. Выбор красителей столь велик, что создать горельеф с имитацией нужного материала сегодня не составит особого труда.