Барельеф на стене своими руками: пошаговая инструкция для начинающих

Какие материалы и инструменты нужно подготовить

Создание объемной композиции требует приобретения некоторых материалов: одни из них продают в художественном, другие – в строительных магазинах. Там же есть все необходимые инструменты.

Список инструментов и материалов, необходимых для самостоятельного создания барельефа:

  • простой карандаш, ручка, фломастер или маркер;
  • кисти;
  • трафареты;
  • эскиз рисунка;
  • мастихины;
  • пленка из полиэтилена;
  • шпатель;
  • нож или резак;
  • наждачная бумага;
  • кельма;
  • грунтовка;
  • емкость для заготовки смеси;
  • скотч (малярный);
  • скребки;
  • губки абразивные – несколько штук разной степени жесткости;
  • цветные колеры или краска;
  • гипс, шпатлевка (из глины), глина или алебастр;
  • перчатки.

Чтобы сделать объемную конструкцию на стене можно выбирать любой из нижеприведенных материалов:

  • глина;
  • алебастр;
  • гипс;
  • шпатлевка;
  • штукатурка (декоративная или гипсовая).

Дополнительная информация! Гипс на протяжении многих лет первый по популярности материал. Прежде всего, из-за экологичности. Из него делают декоры различной конфигурации: от простых до сложных. Покрытие акрилом создаст дополнительный защитный слой от лучей солнца, осадков (при нахождении конструкции на улице).

Монтаж подсветки

Даже если барельеф окрасить в яркие тона, без правильно устроенной подсветки, теряется глубина мазка, фактура становится невыразительной, пропадает объем. Включённый свет оживляет панораму, контрастно выделяет выпуклости.

До начала создания объекта в стену монтируют проводку, заранее проектируя выход контактов. Дизайн светильника не должен выделяться и перебивать тему скульптуры. Лучше, если он будет незаметен в общем фоне или быть в одном стиле с рельефом.


Идеальный дизайн интерьера Источник topsten.ru

Свет направленный снизу создаёт впечатление большого объёма. Сверху – выделяет основные части. Спрятанная внутри рельефа светодиодная лента мягко подсвечивает все детали.


Вариант барельефа в спальне Источник modernplace.ru

Примеры подсветки:

  • Китайская тематика – квадратные фонарики;
  • Барельеф в арабском стиле – марокканский светильник;
  • Лилии – точечные лампочки в каждой чашечке;
  • Растительный орнамент во всю стену – обрамление светодиодной лентой по периметру.

Подсветка, соответствующая теме, сделает объект ещё элегантней.


Тонкая работа, замаскированная под простоту исполнения Источник decorstudia.com.ua

Полезные советы по созданию барельефа своими руками

Настоящие объемные конструкции делают только руками. На современном рынке можно, конечно, приобрести уже готовую гипсовую заготовку. Это не придаст атмосфере помещения уникальности и элегантности, из-за которой и ценится конструкция. Поэтому стоит потратить время и силы на создание ее самостоятельно.

Перед созданием «шедевра» нужно потренировать руку. Лучший материал – глина, штукатурка, гипс. Они отличаются мягкостью и пластичностью, что и требуется в случае ошибки. А ошибки неизбежны, к этому надо морально подготовиться и запастись терпением. Вместо холста сгодится фанера с низкой деревянной рамкой.

Справка! Работать сразу на стене, «без черновика» могут только профессиональные скульпторы. Или в случае с очень масштабными картинами, за которые берутся исключительно опытные специалисты.

Для создания объемной скульптуры требуется подготовка основы. Берут либо марсельский воск, либо обычную штукатурку. С помощью шпателя наносят на поверхность, основу (стена, фанера). Первым делом, необходимо разровнять материал, а после – делать рельеф. Для создания рельефа хорошо подходят спонжи, кусочки ткани, поролон, мастихин.

После создания основы делают перенос выбранного изображения на основу – холст. Его прикладывают к поверхности стены или же фанеры. Аккуратно надавливают, чтобы получился «слепок», отпечаток на основе. Это и будет изначальный набросок.

Теперь нужно сделать рисунок объемным. Чтобы достичь этого, делают смесь для лепки. Самый лучший вариант – алебастр. Он становится очень прочным после застывания. Не уступает по прочности бетону. Гипс более хрупкий материал: может крошиться или расколоться. К тому же не любит воды. Смесь готовят из сухого порошка (алебастра) и воды. Тщательно смешивают до однородной консистенции. Теперь можно начинать лепить объем.

Объем создают слой за слоем, постепенно. В процессе создания рельефа может потребоваться создание углублений. Создать их можно двумя способами: выскребанием некоторой части основы или «наращиванием» близ расположенных слоев. На данном этапе к основе крепят заранее сделанные в молдах скульптурные части.

При быстром застывании смеси, время от времени ее смачивают водой. Это помогает продолжать даже медленно продвигающийся процесс.

В процессе «вылепливания» деталей используют не только инструменты (например, мастихин). Большую помощь могут оказывать и пальцы скульптора. После окончания работы необходимо выдержать время для тщательной просушки. Когда конструкция полностью высохла, приступают к шлифовке. В качестве инструментов берут наждачку. Она прекрасно устраняет ненужные слои и выравнивает получившиеся шероховатости.

Теперь, когда работа готова, заключительный этап – крепление к поверхности стены. В случае с созданием барельефа на стене, этот этап не нужен. Композицию клеят на силикон в жидкой форме или специальный клей

Важно хорошо закрепить конструкцию, поэтому на этом материале экономить не стоит

Легкие» гипсокартоновые стены не рекомендуют украшать таким образом. Основа нужна крепкая, прочная. На заключительном этапе необходимо сделать маскировку всех швов, стыков между стеной и конструкцией.

Создаем полноценный барельеф

Это наиболее сложная методика, требующая не только умения рисовать, но и некоторых навыков в наложении фактурной штукатурки. Начинать работы нужно с выбора рисунка и места на стене, куда он будет нанесен в объемном виде. Следует правильно оценить освещенность участка, поскольку барельеф прекрасно смотрится в интерьере благодаря игре света и тени. Если удачно подобрать место не получается, то делайте картину на любой стенке, но впоследствии установите над ней 2—3 светильника, как это реализовано на фото.

Для создания барельефа используйте следующую технику:

  1. Перенесите контуры выбранного рисунка на поверхность стены. Есть 2 способа: просто нарисовать их карандашом либо скопировать на прозрачную пленку. Последняя прикладывается к стене, куда уже нанесен тонкий слой шпаклевки либо марсельского воска, и контур выдавливается по линиям слегка заостренным предметом.
  2. Придайте рисунку объем путем наложения на поверхность гипсовой штукатурки (консистенция – густая). Это нужно делать в несколько слоев и без спешки, формируя очертания каждой детали шпателем либо другим удобным инструментом.
  3. Поскольку раствор застывает долго (около 3 часов), придайте барельефу четкость, снимая лишнюю штукатурку канцелярским ножом или узким шпателем. Если убрали слишком много, то потом подправите финишной шпаклевкой.
  4. После затвердевания выпуклого изображения удалите оставшиеся острые края и зачистите узор наждачной бумагой.

Когда барельеф готов, его можно окрасить в желаемый цвет (обычно – белый) либо выполнить роспись, создав настоящую картину. Как это делает мастер, показано на видео:

Полиуретановая лепнина

Материал представляет собой вспененный по особой технологии пластик, он экологически чистый, не впитывает в себя неприятный запах, лишнюю влагу, и стойкий к температурным колебаниям. Он хорошо смотрится, и подходит по своим качествам для таких помещений: ванная, кухня.

Полиуретановая лепнина — экологический материал

При помощи лепнины из полиуретана можно зрительно откорректировать помещение. К примеру, сделать визуально потолок выше и расширить помещение можно с помощью накладной выпуклой планки (молдинга), вертикального выступа в стене, столба (пилястра).

К молдингу прибегают, чтобы разделить обои разных тонов. Лепнина из полиуретана может украшать межкомнатные двери. Чтобы облегчить работу с этим материалом используют специальный клей для полиуретана.

Возможности лепного декора в современном дизайне

С помощью такой лепнины можно не только украсить или обновить интерьер, но и мебель, можно создавать панно или рамы, украшать потолки, камины, пьедесталы. Полиуретановую лепнину можно использовать в различных сферах, декорировать изделия, детали, сооружения.

Зарождение барельефа как произведения искусства

Белая глина наносится на эскиз при помощи шпателя.

У барельефа есть второе название — горельеф. Первое название в переводе с французского языка означает «низкий рельеф», второе — «высокий рельеф». Барельеф — разновидность скульптурного рельефа, где выпуклое изображение выступает из плоского фона.

Этот вид искусства уходит глубоко корнями в эпоху палеолита, где барельефами выступали наскальные изображения. Впоследствии широкое распространение этот вид украшения приобрел уже в Древнем Востоке. Там подобные рельефы достигали огромных размеров, над ними трудилась не одна сотня человек. Основоположником барельефа как украшения является Древний Египет. Именно здесь подобным скульптурным произведением искусства стали украшать гробницы фараонов, их изображения не разгаданы и по сей день.

Материал для современных барельефов

Все новое – хорошо забытое старое. Это высказывание как нельзя лучше подходит к барельефам. Появившись на заре истории человечества как способ передачи информации, они стали одним из направлений архитектуры. Сначала барельефами украшали фронтоны культовых зданий в Древней Греции и Риме. В конце XVIII века они уже повсеместно использовались для оформления интерьера домов, выполняясь в основном из гипса или вырезаясь из камня.

Современные барельефы по способу выполнения бывают ручными и литыми. Для них подойдет любое сырье, поддающееся резке или пригодное для заливки в форму.

Подходит все:

  • гипс;
  • глина;
  • камень;
  • известняк;
  • полистирол;
  • декоративная штукатурка и другие составы.

Для добавления изображению возраста его покрывают патиной, а для объемности подсвечивают бронзой или золотом. Создание барельефа является кропотливой работой, которая кроме художественного вкуса требует от автора развитого чувства меры и пространства.

Барельеф всегда остается элементом дизайна, который в любом виде прекрасно вписывается помещение и привлекает к себе внимание. Это интересно: Настенное панно своими руками — изучайте с нами

Это интересно: Настенное панно своими руками — изучайте с нами

Как сделать алебастровую смесь для барельефов

Если вы используете силиконовые формы, смазывать ничем их не нужно. А вот если заливаете гипс в пластиковую пасочку, то нужно хорошенько смазать её подсолнечным маслом.

Смесь для заливки делаем так:

  • 2 части гипса
  • 1 часть воды

Порошок всыпаем в воду постепенно, постоянно помешивая, не допуская образования комочков.

Слишком интенсивно мешать не нужно, нет никакого смысла, вы только перенасытите субстанцию кислородом и готовая фигурка может быть покрыта пузырьками.

Затем заливаете её в выбранную форму, вровень с её краем. И отдыхаете, примерно сутки.

В общем-то, гипс схватывается гораздо раньше. Но чем дольше простоит фигурка в форме, тем она будет крепче и шанс повредить её, доставая, будет равняться нулю.

Особенности создания барельефа из разных материалов

Материалы, пригодные для создания объемного рельефа, обладают своими особенностями обработки. Для украшения интерьера подойдут бумажные изделия, которые окунаются в гипс и когда высохнут, развешиваются на стены, рамы и т. д. Но чаще всего выбирается гипс либо дерево.

Из цемента

 Барельеф, находящийся с уличной стороны, создается из цементного раствора, так как он подвергается влиянию атмосферных осадков 

Однако такой состав тяжелее, твердеет медленнее, нежели гипс, менее пластичен и дает усадку. Поэтому могут возникнуть сложности. По этой причине для создания барельефа из составов на основе цемента лучше подключать профессионалов.

Состав из цемента тяжёлый и мало пластичный

На основе монтажной пены

В некоторых случаях данный материал позволяет не только уменьшить время работы по созданию барельефа, но снять ограничения в отношении габаритов «изделий». На стенах легко сформировать «увесистые» на первый взгляд изображения. Из монтажной пены умельцы создают статичные модели, которые потом покрываются гипсом и окрашиваются.

Барельеф из монтажной пены можно сделать абсолютно любой

Из дерева

В создании деревянных барельефов нужны соответствующие инструменты. А именно фрезы разного типа:

  • коническая – для чистой обработки поверхности;
  • концевая – с ее помощью выполняется черновая работа.

Крупноразмерные барельефы требуют привлечение высокоточного оборудования, а также специального программного обеспечения.

Для создания барельефа из дерева кроме исходного материала понадобятся фрезы

Из ткани

Для создания оригинального объемного рельефа подходит ткань. Техника вызовет интерес не только у новичков, профессионалы также найдут в этом увлечение. Главный плюс – это полная свобода в импровизации с подключением собственной фантазии. Порядок работ:

  1. В отдельной емкости готовится смесь консистенции йогурта из гипса, алебастра, штукатурки и ПВА.
  2. Готовые изделия из ткани несколько раз окунаются в приготовленный раствор.
  3. Перед каждым последующим погружением нужно дождаться высыхания каждого слоя. Окунать до тех пор, пока не исчезнет прозрачность покрытия.
  4. Подсохшие поделки наклеиваются по периметру панно либо рамы.

Другой вариант – сделать отдельные композиции.

Техника изготовления барельефа из ткани прекрасно подойдёт новичкам

Сюжеты

Цветочный барельеф представляет собой один из популярных вариантов декорирования поверхности стен, который создается путем нанесения объемного рельефа в виде цветочных орнаментов. Благодаря такому оформлению можно создавать эксклюзивный интерьер в любой комнате, поскольку каждая работа считается уникальной, ее невозможно повторить.

Современный цветочный барельеф представлен различными сюжетами, начиная от простых композиций, состоящих из искусственных цветов, заканчивая целыми картинами с изображением лозы винограда и вьющихся растений. Выбор сюжета во многом зависит от вида декорирования, которое может быть таким.

Орнаментальным. Это простая композиция, состоящая из узоров и орнаментов. Цветы в этом случае делаются небольших размеров.

Барельеф в интерьере

Барельеф хорошо сочетается со многими отделочными материалами:

  • штукатуркой;
  • мрамором;
  • кожей;
  • деревом;
  • зеркалами.

Многочисленные фото барельефа на стене гостиной или потолке, в арочных проемах, нишах, в спальных комнатах разных стилей свидетельствуют о том, что и в классическом, и в стилизованном под античный интерьер помещении он выглядит гармонично.

Барельеф будет уместен в разных помещениях:

  • в гостиной с помощью барельефа можно воссоздать интерьер старинного замка, дворца или, наоборот, дополнить им современный интерьер;
  • в спальне оригинальным решением станет размещение большого панно над изголовьем кровати либо во всю стену;
  • в помещении кухни объемное панно уместно в обеденной зоне или на кухонном фартуке. Можно оформить так целую стену или свободную нишу;
  • в просторной ванной комнате барельеф может дополнить оформление стен мрамором.
  • в большой прихожей лепниной можно оформить часть стены, для маленького помещения объемные изображения лучше не использовать.

3 «Свободное» гипсование – простой метод получения декоративных элементов

Простой и доступный способ получения объемных деталей – «свободное» гипсование. Его, как правило, используют для создания композиций из витиеватых узоров, созданных из пропитанных гипсом бумажных салфеток, а также для формирования цветочно-растительных барельефов. Это метод доступен даже для начинающих, стоит только правильно подобрать материалы и гармонично их объединить.

Для «свободного» гипсования лучше всего подходит архитектурный гипс, из которого готовят жидкий раствор. Для размешивания можно использовать строительный или обычный кухонный миксер или выполнить это руками. Итак, на 1 кг гипса берут 0,7 л воды. Чтобы не образовывались комочки, именно сухой материал добавляют в воду, а не наоборот, и лучше постепенно, небольшими порциями, каждый раз тщательно перемешивая. Чтобы раствор получился более пластичным, а готовые барельефы не растрескивались, в него рекомендуется добавить немного клея ПВА, разведенного водой. В окончательном варианте раствор должен получиться однородным и по консистенции быть близким к жидкой сметане.

В этот состав окунают веточки растений, бутоны, упругие соцветия живых или искусственных цветов, а также пропитывают им бумажные салфетки. Полученную заготовку укладывают на ровную поверхность, застеленную полиэтиленовой пленкой, и оставляют высыхать. Цветы и элементы из бумаги нужно укладывать так, как они будут фиксироваться в интерьере. Это позволит сформировать на каждой детали плоское основание, которое потом будет крепиться на стену. После полного высыхания (не менее чем через сутки) заготовки снова окунают в гипсовую смесь и снова укладывают в то же положение для высыхания. Повторяют такую процедуру до тех пор, пока на элементах не образуется слой гипса в 1,5 мм толщиной.

Готовим гипсовую смесь и включаем режим скульптора

Готовые детали прикрепляются на стену с помощью густой акриловой штукатурки или клея ПВА

Чтобы окончательно закрепить готовую композицию и придать ей монолитный вид, весь рельеф с помощью кисти обмазывают густым гипсовым раствором, особое внимание уделяя местам соединения прикрепленных элементов. Выучиться основам скульптурного ремесла сегодня можно, просто сидя у экрана монитора. В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины

В сети легко найти подходящий мастер класс, с успехом освоить первые уроки, а со временем взяться и за картины.

Лучшим материалом для такой лепки считается гипсовая смесь на основе клея ПВА. Масса должна получиться эластичной и густой, словно мягкий пластилин. Теперь можно вспомнить свой детсадовский опыт и попытаться слепить вишенку, цветок или даже пчелку. Не нужно огорчаться, если предмет искусства у вас не получился. Можно воспользоваться готовыми формами – купить в магазине для творчества либо взять силиконовую форму для выпечки или обычные фигурки из детской песочницы. В этом случае гипсовую смесь густоты сметаны заливают в подготовленную форму и оставляют до затвердевания. Полученная лепка вынимается и приклеивается на стену в определенном месте композиции.

Подготовка

Все мастер-классы по барельефу начинаются с подготовки эскиза. Но самый первый, подготовительный шаг – это выбор помещения и стены, где планируется создание объемной композиции.

Сначала нужно продумать интерьер помещения, где будет находиться барельеф. Объемные изображения можно сделать в любой комнате, однако чаще всего их можно увидеть в гостиных и спальнях.
Затем нужно определиться со стеной, на которой будет создаваться барельеф. При этом нужно учесть, сколько места займет панно, хватит ли на него свободного пространства

Обязательно принимается во внимание освещение, т. к

от света зависит восприятие произведения. Если его недостаточно, имеет смысл организовать дополнительную подсветку барельефа.

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Нужно ли шпаклевать гипсокартон перед поклейкой обоев?

Теперь можно выбирать подходящий эскиз. Новичкам не стоит сразу браться за сложные многослойные и очень объемные фигуры. Для набора опыта можно ограничиться более простыми формами: листьями, цветами или плодами. Не следует сразу же пытаться выполнить сложную сюжетную картину, где есть много действующих лиц. Но и слишком примитивные изображения тоже брать нет смысла: они будут смотреться не очень интересно.

Барельеф на основе заливных форм

А вот тут мы уже перечислим всё, что может понадобится именно для этого вида панно:

  • Алебастровая смесь
  • Формы
  • Основа из гипсокартона(если предполагается по вашей задумке)
  • Шпаклёвка(или силиконовый клей)
  • Водоэмульсионная краска

Как делать алебастровую смесь, мы уже писали выше, поэтому, повторяться не будем, лучше дадим вам некоторые важные рекомендации, касаемые процесса.

Если вы придумали какую-либо композицию, то не спешите сразу клеить элементы на стену.

Лучше сначала выложите их на полу и посмотрите, хорошо ли они смотрятся. Ведь по нескольку раз снимать и снова клеить заготовки нехорошо, они испачкаются и слоёв краски потом понадобится больше.

Помимо вылитых в формах элементов, вы можете добавлять в свою композицию различные материалы. Допустим, если вы делаете картинку с ракушками, то можно приклеить на стену обычный щебень и покрасить его белым цветом. Этим вы придадите объём и картина будет смотреться гораздо интересней.

В заключение: как ухаживать за барельефами

Сколько не мешай ПВА, самодельный барельеф, рано или поздно, начинает терять вид. Образуются зазоры между ним и стеной и это нормально. Вам нужно только изредка замазывать щели и подкрашивать эти места.

Ну вот и всё! Как сделать барельеф своими руками из гипса вы знаете и дело за малым: начать действовать.

В последнее время техника барельеф на стенах стала настолько популярна, что я решила попробовать себя в роли художника по гипсу и своими руками сделать барельеф в детской комнате, тем более что ремонт у моих малышей давно уже пора было делать. Меня просто очаровали, как бы растущие из стен деревья из гипса, поэтому с выбором темы рисунка у меня проблем не было. Решено было сделать дерево, а на дереве пару птиц. Итак, мой мастер класс по барельефу представляю вашему вниманию.

Для начала стены я выровняла гипсовой штукатуркой, затерла до идеально ровного состояния. Грунтовкой проходить не стала – грунтовать решила уже перед покраской готового барельефа. Хотелось создать такое дерево, чтобы его кора, веточки, листья были максимально похожи на настоящие, поэтому в качестве каркаса я использовала толстую, хорошо гнущуюся проволоку и марлю (бинт). Сначала проволоку изогнула в таком положении, в котором потом будет выглядеть ствол дерева, затем руками налепила несколько пригоршней наведенной, очень густой штукатурки (в нее я добавила капельку коричневого колера) и все это замотала бинтом. Получилась изогнутая марлевая колбаска.

Кстати, колер в гипс перед изготовлением ствола дерева я добавила для того, чтобы барельеф на стене получился максимально натурально. Листья собиралась лепить из обычного белого гипса, а в гипс для ствола добавила колер. В дальнейшем, когда весь барельеф будет покрыт краской, и листья и ветви буду затирать наждачкой и различие оттенков листвы и коры будет заметно отлично.

Далее в месте, где будет расположен ствол дерева на стене, просверлила три отверстия, вбила дюбеля и прикрутила заготовку на стену на саморезы. Прикреплять необходимо именно влажную заготовку, так как когда она высохнет, ее весьма проблематично укрепить на стене, а мокрую заготовку можно повернуть так, как нужно и затянуть. Так же если при прикручивании проволока изогнулась не так как было, ее сразу же можно выгнуть на место. В общем, после крепежа заготовки на нее нанесла толстым слоем гипсовую штукатурку и с помощью шпателя, чайной ложки и тонкого ножика нарисовала выемки на коре, спил на ветке. Получилось так натурально, что сама не ожидала. Это вдохновило меня, и работа дальше потекла быстрее!

На углу стены предполагалась птица, которая будет сидеть на ветке и взлетать. Поэтому сделала из проволоки второй каркас дерева, опять налепила гипса и намотала бит, прикрепила аналогичным способом (саморезы). Снова по всей поверхности заготовки нанесла гипс и сформировала барельеф ствола дерева, который утопал в стену. Более тонкие ветви я уже рисовала прямо на стене гипсом, помогая себе ложкой, шпателем и ножиком, убирая все лишнее.

Когда центральный ствол с ветвями был готов, нарисовала карандашом на стене листочки, выровняла их края ножиком и шпателем, излишки гипса убрала. Дерево на стене получилось очень даже ничего, но дальше для меня стояла задача: как из гипса вылепить птиц. И не просто сидящую на ветке, а с распахнутыми крыльями, собирающуюся как бы взлететь. Решено было для изготовления птиц барельефа использовать небольшие кусочки тонкой сетки для крыльев и опять же проволоку и бинт для тела птицы.

Сначала сформировала тело птицы, когда заготовка слегка подсохла, прикрепила по бокам кусочки сетки на гипс. В течение суток птица сохла, а потом я посадила аккуратно ее на ветку барельефа. Крылья прикрепила к стене на саморезы, а чтобы она не оседала под своей тяжестью пока не просохла, под живот ей подложила рулетку.

После полного высыхания гипса я приступила к формированию ножек и остальных частей ее тела. Когда создавала голову, клюв и прочие мелкие детали барельефа, применяла для лучшей работы и точности обычную малярную кисточку. Ею наносила гипс, ею же разравнивала, смачивая в воде. Готовую птицу затерла до гладкости наждачкой нулевкой – и вуаля! Птица, распахнула крылья и как бы собиралась улететь, только стена удерживает ее за крылья. Простите, на фото изготовления птицы на объектив фотоаппарата попал гипс, поэтому фотки немного затемненные. По такому же принципу сделала и вторую птицу с той лишь разницей, что вторая птица просто сидела на ветке без распахнутых крыльев.

Затем следовала монотонная работа по затирке наждачкой всех лишних мазков гипса, удалению ненужных элементов и проводке света к барельефу. Но в конечном итоге получилось в законченном гипсовом варианте вот такой барельеф своими руками.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 1 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: