Выбор профильных труб для изготовления ферм
Подбирая трубы для обустройства крупногабаритного навеса из профильной трубы, необходимо изучить следующие стандарты:
- СНиП 01.07-85, в котором описана зависимость между степенью нагрузок и весом составляющих элементов конструкции;
- СНиП П-23-81, описывающий методику работы со стальными деталями.
Можно рассмотреть обустройство конструкции на примере пристенного навеса размерами 4,7х9 м, опирающийся на наружные стойки спереди, а сзади прикрепленный к зданию. Подбирая угол наклона, лучше всего остановиться на 8-градусном показателе. Изучив стандарты, можно узнать уровень снеговой нагрузки в регионе. В данном примере односкатная крыша из профильной трубы будет подвергаться нагрузке, составляющей 84 кг/м2.
Одна 2,2-метровая стойка из профильной трубы имеет вес около 150 кг, а степень нагрузки на нее получается около 1,1 тонны. Учитывая степень нагрузки, придется подбирать прочные трубы – стандартная круглая профильная труба с 3-мм стенками и диаметром 43 мм здесь не подойдет. Минимальные размеры круглой трубы должны составлять 50 мм (диаметр) и 4 мм (толщина стенки). Если в качестве материала используется труба диаметром 45 мм и толщиной стенки 4 мм. Используя такой материал, может быть сделана и калитка из профильной трубы своими руками, которая будет достаточно надежной и долговечной.
Заключение
Собрать навес из профтрубы своими руками не так уж сложно. Для успешной работы необходимо грамотно спроектировать будущую конструкцию и ответственно подойти к каждому этапу реализации проекта – и тогда в результате получится надежная конструкция, способная простоять долгие годы.
Процесс изготовления навеса из профильной трубы
После того как определились с материалом для каркаса, нужно установить, какой использовать настил для кровли. Обычно для таких целей в качестве кровельного материала применяется поликарбонат, металлочерепицу, или профнастил.
Инструмент
Из комплекта для строения своими руками нужно подготовить:
- Лопата.
- Сварочный аппарат.
- Нож, ножовка по металлу (болгарка).
- Измерительные принадлежности (метр, отвес, рулетка).
- Шуруповерт.
- Набор ключей.
- Молоток.
Подготовка площадки и установка стоек навеса из профильной трубы
В первую очередь, нужно обратить внимание, чтобы на отведенной территории не проходили трубы, служебные коммуникации и кабельные системы. Поскольку в момент поломки этих магистралей, навес придется демонтировать, убирать покрытие, а потом всю работу делать своими руками заново. Территорию под установку предполагаемого навеса очищают от мусора и тщательно ровняют
Проследить, чтобы не было растительности на площадке, иначе она может повлиять на целостность покрытия
Территорию под установку предполагаемого навеса очищают от мусора и тщательно ровняют. Проследить, чтобы не было растительности на площадке, иначе она может повлиять на целостность покрытия.
Затем установить точки под опоры, для этого по чертежу делают разметку, вбивают колышки и перепроверяют размер по диагонали (он должен быть одинаковым).
Причем расстояние между стойками навеса желательно делать с наименьшим расходованием профильного материала. Учитывая, что такие заготовки выпускается производителями длиной 600 см, соответственно ширина прогона должна составлять два, три или шесть метров, то есть разрезание заготовки должно быть без остатка.
Выкапывают или бурят ямки глубиной не менее одного метра и в них поочередно устанавливают и заливают опоры. Стойки при установке навеса рекомендуется чуть приподнять и опустить, чтобы внутрь полости попал раствор, или сделать закладные площадки, показанные на рисунке ниже.
Выставлять их нужно строго по отвесу вертикально. Установив стойки, следует еще раз сверить между собой зрительно, чтобы они были на одной линии и, убедившись в правильной установке, оставить до полного застывания раствора (2-3 дня).
Установка опор
Пошаговая инструкция по изготовлению навеса своими руками
Подготовительные работы по сборке конструкции легче производить на земле, так как проще поднять краном собранный каркас, чем выставлять каждую перемычку при монтаже наверху.
Поэтапная сборка конструкции из проф трубы:
- Нарезать заготовки в размер соответственно чертежа.
- Соединить сваркой в каркас боковые фермы.
- Приварить фронтальные профили навеса.
- Затем монтируются раскосы.
Все трубы конструкции обрабатываются препаратом против коррозии и красятся в выбранный цвет. Заключительным этапом при изготовлении каркаса своими руками будет поднятие всей конструкции краном и фиксация ее на опорных стойках посредством сварки.
В случае повреждения лакокрасочного покрытия деталей фермы, нужно аккуратно восстановить его. Если нет сварочного аппарата, сборку навеса из профильных труб делают болтовым соединением.
Все отверстия после сверления следует также обработать антикоррозийным лаком. Можно применить еще один метод крепления – это краб-системы, но его используют для небольших навесов, если сечение профиля не превышает 20 мм.
Основной минус у таких хомутов – они не дают возможности составлять фигурные решетки для ферм и кровельного покрытия: все детали должны сходиться под 90 градусов. Применяются такие крепления еще и для каркаса из пластиковых труб.
Если нет крана, то можно изготовить конструкцию и наверху:
- На опорах фиксировать горизонтальные направляющие для крепления будущей обрешетки.
- Затем выставить параллельно проф трубы на расстоянии 350-450 мм.
- Соединить перемычки с несущими балками навеса сваркой или саморезами.
- Покрыть настилом из кровельного материала.
При монтаже крыши многое зависит от вида материала. Если в качестве настила используется профнастил, то его нужно укладывать в крайний желоб, соответственно, расход саморезов для крепления кровли будет меньше.
Если же покрытие из поликарбоната, который устанавливается внахлест и имеет меньшую жесткость – то и использование крепежных элементов больше. Для крепления кровли у навеса из профильных труб применяются саморезы с пресс шайбами.
Все металлические изделия навеса после сварки шлифуются и обрабатываются антикоррозийным составом, а затем красятся.
Навес для гаража
Выравниванием стойки
Насколько вертикальными будут опоры, настолько устойчивым окажется ваше строение. Самым точным прибором выступает здесь строительный отвес, который точно определит степень вертикального положения стоек.
В процессе бетонирования фундамента столбики выравниваются с помощью подпорок (металлических либо деревянных), которые после затвердения раствора демонтируются. Корректировка возможна только в первые часы бетонирования.
Для выравнивания столбов по высоте специалисты рекомендуют заранее отмечать в нижней их части уровень погружения в грунт. Такие метки станут надежным ориентиром в дальнейших монтажных работах.
Watch this video on YouTube
Этапы строительства деревянного навеса
Начинаем работу с заготовки нужных материалов. У нас это будет:
- Брус сечением 100×100 мм.
- Несколько обрезков бруса 150×150 мм.
- Деревянная доска 25×150 мм и 50×100 мм.
- Металлочерепица, сопутствующая фурнитура.
- Гвозди, шурупы.
- Отработка, лакокрасочные материалы.
Поверьте, лучше собрать все необходимое и спокойно строить для своего автомобиля навес из бруса, чем расходовать ценное время на вынужденные поездки по строительным рынкам.
Если все готово, выбираем 20 столбиков сечением 100×100 мм, ровняем их торцы. От этой ровной линии отбиваем на дереве показатель глубины промерзания почвы в вашем регионе, добавив к нему 50 мм. Для Подмосковья УПГ равняется 1400 мм, то есть отмеряем 1450 мм.
Обрабатываем погружаемую часть бруса разогретой масляной отработкой, уделяя особое внимание торцу опоры. Помним, что дерево впитывает влагу именно вдоль, а не поперек волокон
Делаем разметку участка под опоры. Сначала натягиваем контур нужных геометрических размеров (6000×4000 мм) при помощи обрезков арматуры и малярной нити, а потом, отступив от шнуровки на 50 мм внутрь контура, делаем отметки под столбы. При помощи садового бура изготавливаем для опор скважины, качественно уплотняем их дно.
Размещаем опоры в гнезда. Выравниваем их по ранее установленной шнуровке, контролируя свою работу уровнем. Засыпаем пазухи грунтом, тщательно его уплотняя в процессе засыпки. Если вместо выбранной почвы вы хотите выполнить отсыпку песком, то гнезда нужно делать сантиметров на десять глубже. Все столбы подрезаем на одном уровне.
Несмотря на то, что мы заглубили опоры на добрых полтора метра в землю, их все равно нужно перевязать. Обвязку делаем из бруса 100×100 см, соединяя его в полдерева. Если возникает необходимость срастить балку по длине, делаем это только на торце опоры.
Раскладываем капитальные лаги строго над опорами, прикручиваем их к обвязке. Заметьте, в лагах есть тридцатисантиметровые «хвосты». Они нам еще пригодятся.
Поскольку пролет в четыре метра слишком большой, пары лаг необходимо укрепить раскосыми, направленными как внутрь навеса, так и к его свесам. В архитектуру конструкции отлично впишется брус сечением 150×150 мм.
Спускаемся на землю, завершаем работу по обеспечению жесткости каркаса. Для этого нам понадобятся вот такие вставки.
Это не просто ограждение, а, в первую очередь, раскосые. Именно они позволят навесу сопротивляться ветровым нагрузкам.
Дальше устанавливаем на лагах три поперечные балки. Они будут собирать нагрузку со всей стропильной системы, а потому материал обязан быть максимально качественным с минимальным количеством трещин и сучков. Под стропильные ноги кладем брус 100×100 мм. Под коньковый брус устанавливаем балку сечением 150×150 мм.
Над парами лаг устанавливаем стойки (40 см), монтируем на них коньковый брус, в качестве которого используем полюбившийся пиломатериал сечением 100×100 мм. Если его необходимо соединить, то делаем это только на вертикальных опорах.
Следующий этап строительства автонавеса — монтаж стропильного скелета. Для его ног используем доску 100×50 мм. Один ее торец опираем на стропильный брус, второй зарезаем под опорный. И помните, этот зуб — не причуда, а важная составляющая безраспорной кровли.
Теперь укрепляем подкосами фронтальные стропила, а ригелями стягиваем рядовые. Подробности и размеры на схемах.
Также понадобятся небольшие раскосины для укрепления конькового бруса. Без них всегда будет существовать риск аварии.
Для обрешетки берем обрезную доску 25×150 мм, начинаем работу с обшивки конька и свесов. Фронтонный напуск делаем порядка 25-30 см, а свес — 75 мм.
При этом шаг обрешетки выдерживаем в районе полуметра. Не стоит стремиться сбить монолитный щит. Это лишний вес, а у нас не такие уж толстые опоры.
Покрываем дерево защитным слоем краски или пропитки. Можно, конечно, использовать в работе террасное масло, но оно обойдется гораздо дороже.
К готовой высохшей обрешетке прикручиваем шурупами профнастил или металлочерепицу. В отличие от классического шифера, «гвоздь» ставим не в волну, а в место соприкосновения металла с доской. При этом рез прячем под конёк, оставляя свесы с заводским краем.
Работаем так, чтобы ветровой свес был в пределах 30 мм, а лобовой – не более 70мм.
А вот так будет выглядеть наш навес из дерева для автомобиля в сборе. Простенько, но со вкусом.
Разнообразие металлических ферм из трубы
Как правило, для изготовления ферм из профильной трубы применяют металлический профиль. Его форма бывает овальной, круглой, квадратной, но чаще всего используется прямоугольная профильная труба.
По строению конструкции из профильной трубы делятся на два типа: структурные элементы каркаса могут фиксироваться в одной плоскости; ферма может быть сложена из нижнего и верхнего поясов.
Кроме того, классификация ферм из прямоугольных труб основывается на таких факторах, как уровень нагрузки на профиль, угол наклона элементов, общий уклон конструкции, длина отдельных пролетов, а также характер расположения перекрытий.
Исходя из этих параметров, все типовые фермы из профильной трубы состоят из таких групп:
Фермы, угол уклона которых достигает порядка 22-30º. Чтобы такая конструкция была устойчивой, ее высота должна равняться 1/5 доли длины изделия или быть несколько меньше. Как правило, эту норму берут за основу при расчете необходимой высоты конструкции, то есть заданную длину изделия просто делят на 5. Предпочтительна такая разновидность фермы, если конструкция должна быть максимально облегченной. Если предполагаемая длина строения будет более 14 метров, то положение раскосов в конструкции фермы из профильной трубы для навеса будет вертикальным. Главное здесь — сделать правильный расчет навеса, учесть все нюансы. На верхнем ярусе фиксируются куски профиля длиной 150-250 см. В результате весь каркас будет состоять из двух поясов, с количеством панелей, кратным двум
Обратите внимание на тот факт, что если ферма имеет очень большую длину – более 20 метров, понадобятся дополнительные опорные столбы, которые будут поддерживать стропильную систему и позволят перераспределить нагрузку по всей конструкции. Нередко для сооружения каркаса для перекрытий пользуются схемой фермы Полонсо
Она представляет собой треугольную конструкцию, соединение в которой имеет форму затяжки. При ее сооружении раскосы получаются не очень длинными, что существенно облегчает массу всей фермы. Благодаря этому качеству, фермы из профильной трубы Полонсо применяют довольно часто.
Уклон кровли на ферме достигает показателей в 15-22º. Данный тип сооружения предпочтителен для строений, длина которых не превышает 20 метров. По высоте такая конструкция не должна превышать 1/7 части длины строения. Если же потребуется увеличить высоту фермы, то ее нижний пояс должен состоять из ломаных сегментов.
Каркасы с общим уклоном не более 15º. Как правило, если речь идет о такой разновидности фермы, то ее изготавливают в форме трапеции. Исходя из назначения постройки, а также угла укладки кровли, высоту конструкции владелец определяет самостоятельно. Отталкиваться следует от показателей между 1/7 и 1/12 частью длины постройки. Каркас под кровлю в форме трапеции изготавливают с применением панелей из металла, длина которых должна быть в пределах 1,5-2,5 метра. Если чертеж фермы из профильной трубы не предусматривает устройство подвесного потолка, то вместо раскосов можно воспользоваться треугольной решеткой.
По форме фермы из стальных профильных труб можно разделить на:
- прямые;
- арочные;
- односкатные и двускатные.
Проектирование
Как и в случае со многими другими надстройками в условиях частного дома, при возведении навеса нужно предварительно составить подробный план-проект. Хозяева должны уделить много внимания проектированию, чтобы впоследствии не столкнуться с лишними проблемами и переделками.
Разрабатывая детальный проект будущего навеса, хозяева обязательно должны учесть несколько основных параметров, к которым относятся:
- особенности участка и самой конструкции будущей надстройки;
- осадки, которые выпадают ежегодно, возможные нагрузки на навес со стороны ветровых порывов, снегов;
- непосредственное назначение и габариты будущей постройки.
Грамотно и тщательно составленный проект позволяет точно высчитать количество материалов для строительства навеса. Кроме того, имея под рукой детальный план и чертежи, гораздо проще как следует продумать дизайн и устройство конструкции.
Как упоминалось выше, необходимо брать в расчет назначение будущего навеса. К примеру, если эта уличная надстройка будет конструироваться для защиты припаркованного во дворе автомобиля, то нужно будет учесть прохождение машины с грузом под навесом. Особенно это касается тех случаев, когда в распоряжении хозяев имеются габаритные автомобили.
Навес, который прикрепляется к одной из действующих построек на участке, будет иметь несколько особенностей, которые хозяевам надо будет учесть при его предварительном проектировании. Параметр высоты подобных надстроек будет ограничиваться высотой крыши здания, к которому они прикрепляются. Из-за этого не удастся соорудить полноценную красивую арку – популярный тип навеса. Как правило, прикрепляя конструкцию к другому строению, ее удается сделать только совсем небольшой из-за ограниченного окружающего пространства.
Советы по выбору качественного профиля
Прежде чем возводить любую конструкцию, следует определиться с выбором материала. При покупке металлического профиля или труб следует внимательно осмотреть заготовки – нет ли трещин, раковин, наплывов, нестыковок по шву, большого количества помятых и погнутых заготовок. При покупке оцинкованных материалов – желательно убедиться в качестве покрытия – нет ли отслоений и наплывов.
При покупке необходимо потребовать копию сертификата и чек. Обязательно нужно убедиться в соответствии толщине стенки трубы заявленной в документах. Трубы в гараже на коленке не сделаешь, и подделок не бывает, но на плохое качество материала можно натолкнуться, поэтому покупать лучше в достаточно крупных магазинах.
Проектируем ферму и ее элементы
Полный и точный расчет нагрузки на ферму вместе с эпюрами сложен, и для его выполнения следует обратиться к специалистам.
При проектировании крупных навесов, ангаров, гаражей из металлоконструкций точный расчет требуемого профиля необходим, но для строительства не слишком больших навесов или беседок в частной усадьбе можно воспользоваться общеизвестными рекомендациями специалистов.
Для очень маленьких конструкций (навес в вольере для животных, навес над запасом дров) достаточно использовать трубы размером 40×20 мм с толщиной стенки 2 мм; для беседок и навесов над столами, барбекю или местами отдыха – 40×40 мм с толщиной стенки 3 мм; навес над местом для автомобиля – от 60×40 до 100×100 мм с толщиной стенки 3-4 мм.
Если ферм и опор у навеса несколько и шаг опор менее 2 м, можно взять более тонкую трубу, если всего 4 опоры и две фермы и длина пролета 6-8 м и больше – более толстую.
Допустимые нагрузки на фермы приведены в таблице:
Ширина пролета, м Размер трубы на толщину стенки, мм |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Для профильной трубы | ||||||
40×40х2 | 709 | 173 | 72 | 35 | 16 | 5 |
40×40х3 | 949 | 231 | 96 | 46 | 21 | 6 |
50×50х2 | 1165 | 286 | 120 | 61 | 31 | 14 |
50×60х3 | 1615 | 396 | 167 | 84 | 43 | 19 |
60×60х2 | 1714 | 422 | 180 | 93 | 50 | 26 |
60×60х3 | 2393 | 589 | 250 | 129 | 69 | 35 |
80×80х3 | 4492 | 1110 | 478 | 252 | 144 | 82 |
100×100х3 | 7473 | 1851 | 803 | 430 | 253 | 152 |
100×100х4 | 9217 | 2283 | 990 | 529 | 310 | 185 |
120×120х4 | 113726 | 3339 | 1484 | 801 | 478 | 296 |
140×140х4 | 19062 | 4736 | 2069 | 1125 | 679 | 429 |
Для прямоугольной трубы (при вертикальном расположении большей стороны) | ||||||
50×25х2 | 684 | 167 | 69 | 34 | 16 | 6 |
60×40х2 | 1255 | 308 | 130 | 66 | 35 | 17 |
80×40х2 | 1911 | 471 | 202 | 105 | 58 | 31 |
80×40х3 | 2672 | 658 | 281 | 146 | 81 | 43 |
80×60х3 | 3583 | 884 | 380 | 199 | 112 | 62 |
100×50х4 | 5489 | 1357 | 585 | 309 | 176 | 101 |
120×80х3 | 7854 | 1947 | 846 | 455 | 269 | 164 |
Чертежи и схемы
При изготовлении металлоконструкций выполнение чертежа с точными размерами обязательно! Это позволит закупить нужное количество материала, сэкономит время при сборке и подготовке заготовок, позволит без проблем проконтролировать размеры металлоконструкции в процессе монтажа и уже готового сооружения. В данном случае от точности сборки зависит безопасность Вас и Ваших домочадцев – рухнувшее от снега или от ветра сооружение может принести много бед.
Что в итоге
Сделать навес к дому из металлопрофиля своими руками не так сложно, как может показаться. Нужно только внимательно подойти к расчету нагрузок, выбору уклона крыши и марки профнастила. В остальном можно воспользоваться готовыми чертежами и поставить односкатный навес из металлопрофиля с примыканием к дому по приведенной в этой статье инструкции. Этот «рецепт» подходит для стандартных навесов над террасами, беседками и для укрытия автомобилей. Если же вам нужно нестандартное решение либо поставить навес в неблагоприятных климатических условиях или на сложных почвах, то лучше заказать проект у профессиональных инженеров.
Читайте по теме:
Профлист из поликарбоната
Узнайте, что такое профнастил из поликарбоната, какие у него преимущества и недостатки, а также о производителях, ценах и правилах монтажа монолитного профилированного поликарбоната.
Навес для авто из металлопрофиля
Подробно рассказываем, как построить навес для машины из металлопрофиля и профнастила: от выбора марки и покрытия профнастила до чертежей и поэтапного руководства по монтажу конструкции.
Козырек из профнастила над крыльцом дома
Все о том, как сделать козырек из металлопрофиля над крыльцом дома: выбор конструкции и материалов, подходы к расчету, чертежи, подробное пошаговое руководство по изготовлению.