Как переоборудовать мотоблок в мини-трактор

Критерии выбора мотоблока

Чтобы изготовить самодельный минитрактор из мотоблока, в первую очередь, нужно грамотно выбрать само спецсредство.

При выборе исходят из правила «мощность прямо пропорциональна площади участка». То есть чем участок больше, тем мощнее подбирается двигатель устройства. Для обработки участка в 20—60 соток достаточно мотоблока мощностью 4 л. с., в 1 гектар — 6—7 л. с., для вспашки участка в 2—3 гектара нужен мотоблок на 8—9 л. с. Для работы на большей площади мотоблоки не используют — это нецелесообразно. Здесь необходим полноразмерный трактор.

Двигатель должен быть дизельным — он экономичнее и надежнее бензинового

Особое внимание при выборе уделите массе блока и расстоянию между колесами. Чем выше масса, тем лучше изготовленный из этого блока мини-трактор будет вспахивать землю

Чем больше расстояние между колесами, тем устойчивее окажется система, и тем ниже будет удельное давление на грунт (механизм не станет «самозакапываться» в мягкий грунт).

При покупке рекомендуется сделать выбор в пользу мотоблоков, производители которых предлагают фирменное оборудование для переделки в мини-трактор — меньше выйдет работы. Среди отечественных фирм такие «конструкторы» предлагают следующие компании:

Мотоблоки «Агро» имеют слабое место — полуоси, хрупкие на излом. Если делать трактор «мини» из такого агрегата, то потребуется усилить полуоси колесными редукторами.

Выбирая между отечественным и импортным производителем, стоит знать, что «немцы» и «американцы» надежнее, но запчасти к ним стоят дорого, и достать их сложно. Поэтому для небольших и средних участков рекомендуется брать отечественный мотоблок, для больших, которые используются в коммерческих целях, лучшим решением станет более надежный «иностранец».

Об устройстве мотоблока

Далее вы узнаете какой мотоблок лучше выбрать.Чтобы было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:

  • Основная движущая сила, т.е. двигатель.
  • Трансмиссия.
  • Ходовая часть.
  • Основные элементы управления.

Двигатель

В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза применяемый двигатель может быть различным:

  • Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
  • Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.

Видео: Лучший дизельный мотоблок

Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:

  • Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
  • Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
  • Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
  • Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
  • Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
  • Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.

Трансмиссия

Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).

Трансмиссия может быть нескольких типов:

  • Шестеренчатая.
  • Ременная.
  • Цепная.
  • Комбинированная.

В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.

Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.

Что касается сцепления, то оно может быть различным:

  • В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
  • Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
  • Коническая муфта.

В большинстве качественных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.

Ходовая часть

Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.

На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.

Основные элементы управления

Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:

  • Рычаги, руль и переключатели скоростей.
  • Управление сцеплением.
  • Рычаг или кнопка остановки двигателя.
  • Подачи газа и т.д.

В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.

Это интересно: Самые популярные модели мотоблоков Салют и навесное оборудование к ним: рассмотрим в общих чертах

Как изготовить своими руками

Разумеется, приобретение адаптера к мотоблоку, готового к работе — это оптимальный и простой выход из ситуации. При всем том стоят они действительно довольно много, поэтому вовсе не каждый фермер или просто дачник готов позволить себе их приобретение. Не приходится удивляться, почему многие задаются вопросом, как сделать адаптер собственноручно.

Это, конечно, возможно, и в сети можно найти довольно много рекомендаций, которые касаются самостоятельного изготовления адаптеров. БОлее того, есть и множество чертежей, дающих возможность рассмотреть это устройство более наглядно и детально.

Использовав их, вполне возможно создать такой агрегат в бытовых условиях, используя минимум инструментов и материалов. Для производства самодельного адаптера потребуется:

  • сварочный аппарат;
  • колесная пара;
  • стальные уголки и листы;
  • водительское кресло;
  • крепежные соединения; трубы из железа.

Вся работа будет состоять из нескольких шагов:

  1. Берем квадратный металлический профиль, длиной примерно 1800 мм. Поперек него привариваем такой же железный лоскут, только меньшего размера — примерно 600 мм. К этому полотну профиля в дальнейшем закрепятся колесные стойки, высота которых должна быть около 300 мм.
  2. После этого нужно прикрепить раскосы. Крепят их к центральной раме и к колесам. Угол расположения колесных втулок относительно рамы допускается любой, какой хочется. К металлическому профилю дополнительно приваривают балку. Это необходимо для укрепления рамы.
  3. Раму для дополнительного оборудования сваривают из швеллера № 10.
  4. С колесной осью она совмещается посредством куска квадратной трубы, а швы свариваются сварочным аппаратом.
  5. Теперь к раме привариваем рычаг управления с тремя коленами (200, 350 550 и миллиметров).
  6. Крепим к рычагу еще один (размер 800 мм), он будет регулировать усилие.
  7. Рычаги соединяют между собой обыкновенными болтами.

Первый этап пройден. Приступаем к следующему.

Работа с конструкцией адаптера

Теперь начинает работу с адаптером. Для этого выполняем следующие действия:

  1. К центральной раме нужно приварить кусок 300-миллиметровой трубы — это будет подставка под водительское сиденье.
  2. Сверху перпендикулярно этой подставке аналогичным образом свариваем 2 куска трубы. Это требуется для того, чтобы сидушка не оторвалась в процессе работы и была более устойчивой в процессе тряски при работе. Сиденье может быть готовым, а можно его сделать самостоятельно из куска фанеры и поролона, это уже на усмотрение мастера.
  3. Сиденье крепим к поперечным кускам трубы, которые привариваем к самой подставке, а также к подставке под сиденье. В роли крепежного элемента применяем обыкновенные болты.
  4. Спереди привариваем механизм сцепки с мотоблоком, после чего работа может считаться оконченной.

Адаптер с рулевым управлением

Если же навыки есть, то при желании конструкцию можно несколько усложнить, изготовив еще и самодельный адаптер к мотоблоку, к которому можно приладить еще и рулевое управление.

Чтобы осуществить эту задумку, нужно будет приготовить следующие материалы и инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • сиденье;
  • 2 колеса; стальные трубы и уголки;
  • листы железа.

При такой конструкции раму адаптера необходимо крепко соединить с мотоблоком, в противном случае устройство будет, как говорится, «вести по сторонам». Для конструкции можно взять любой готовый руль, пусть даже от старых «совковых» автомобилей (от того же от ВАЗа, например).

Адаптеры для любого мотоблока, в том числе и для Невы, дают возможность значительно повысить комфорт оператора при управлении мини-трактором. Фактически, водителю уже не придется постоянно волочиться за аппаратом. Теперь он может просто сесть в удобное сиденье и делать все то же самое, только с комфортом и в большем тепле.

Конструкция таких агрегатов довольно проста, и самостоятельное производство их в домашних условиях вполне возможно. Тут необходимо учитывать, что домашняя сборка подразумевает наличие хотя бы базовых умений в сварочной работе, а также с сопутствующего инструментария. Также потребуется запастись большим количеством уголков и металлических труб, чтобы не прекращать работу из-за недостатка материала. В целом же, целесообразность собственноручной сборки адаптера есть, тем более учитывая, что при этом значительно экономятся денежные средства.

Как сделать минитрактор из мотоблока своими руками

Каждый фермер знает, что обрабатывать дачные, приусадебные земельные участки легче и удобнее с помощью небольшого трактора. И не беда, если не хватает средств на покупку заводского «железного коня» – его можно самому смастерить из недорогого мотоблока. Тем более, когда есть интерес к технике, инженерные способности, нужное оборудование и инструменты, сделать это будет совершенно не сложно. Главное разобраться в технических аспектах, подготовиться к трансформации и правильно выбрать сам мотоблок. Тогда можно начать переоборудование. Кстати, инструкция мотоблока может содержать чертеж, который поможет понять, как лучше сделать самоделку.

Преимущества самодельных тракторов из мотоблоков

Минитрактор, переделанный из мотоблока очень пригодится в хозяйстве! Его обязательно нужно сделать, чтобы превратить рутинные сельскохозяйственные работы в неутомительные и интересные занятия. Самодельный трактор, в отличие от мотоблока, возьмёт на себя основную нагрузку, а человеку останется только следить за процессом и правильно управлять транспортным средством. Самодельный небольшой трактор — экономный в эксплуатации и обслуживании агрегат компактных размеров, который не требует отдельного гаража, что тоже является большим плюсом. Он не будет создавать проблем с запчастями – их можно найти в продаже по доступной цене практически в любом специализированном магазине, где продаются мотоблоки марок Скаут, Нева, китайский Зубр и прочие.

Преимущества владения таким агрегатом налицо. Он в отличие от мотоблока позволит:

  • Расширить функционал;
  • Облегчить работу оператора;
  • Реализовать тяговый потенциал.

Используя навыки, можно из обычного мотокультиватора с ограниченными возможностями сделать многофункциональный и эффективный минитрактор. Манёвренный, компактный — он способен работать даже на густо засаженных участках, между кустами и деревьями, а так же на ограниченной придомовой территории, не портя тротуарную плитку и асфальтное покрытие. Посмотрите форму, где есть видео о работе самодельной техники.

Сделать минитрактор из мотоблока – это значит приобрести себе агротехнику с широчайшим функционалом. Вместе с ним можно использовать разнообразное навесное оборудование: культиватор, картофелесажалку, фрезу, борону, роторную косилку, плуг, окучники и прочее. А если оборудовать штабелером с гидравлическим приводом, то можно эксплуатировать самодельный трактор ещё и в качестве стогометателя или подъёмного крана. Благодаря практичной конструкции, работать на такой самоделке просто, комфортно и безопасно. А оставшиеся мотоблочные детали можно использовать при создании других самоделок. Самодельный минитрактор – это лучше, чем самый дорогой тяжелый мотокультиватор и дешевле, чем тяжёлый трактор.

Порядок сборки самодельного трактора

Само производство минитрактора происходит следующим образом: согласно чертежу вы свариваете стальные профили и листы, образуя раму будущего трактора. Это, по сути, и есть корпус машины. Далее происходит монтаж на технику её «внутренних органов» – двигателя, трансмиссии, ходовой части.

При установке и креплении этих деталей крайне важно провести все работы правильно и в полном соответствии с чертежами. После того, как вы установили эти важнейшие части минитрактора, вам следует добавить «вишенку на торт»: установить сидение, рулевое колесо, а также стопы и поворотники, если вы собираетесь ездить по дорогам

Обычно последний пункт оказывается ненужным, но, возможно, вам захочется сделать свою технику действительно идеальной.


Чертеж 1

Агро

Однако, стоит учитывать и некоторые особенности мотоблоков, которые проявят себя при использовании сделанного из него минитрактора. Так, мотоблоки Агро отличаются таким недостатком, как слабые надосевые дуги.

Боле подробно о мотоблоке Агро смотрите на видео:

https://youtube.com/watch?v=GeZfqvZiat8

Конечно, для самого мотоблока это совершенно незаметно, но вот для конструкции минитрактора это может оказаться критичным, особенно, если вы хотите перевозить на своей технике тяжести.

Как сделать минитракторы из мотоблоков различных моделей?

Из мотоблока Зубр

Если вам нужен минитрактор, отличающийся высокой мощностью, то в качестве базы лучше всего использовать мотоблок Зубр. Чертежи, которые помогут вам создать небольшой трактор самостоятельно, подразумевают использование тех же деталей, что и прошлый вариант.

Порядок изготовления данного вида техники идентичный с минитрактором на основе Агро.


Чертеж 2

Как сделать своими руками из мотоблока Нева

Если вы не хотите тратить много денег на создание самодельной техники, то вы можете использовать в качестве основы для него мотоблок Нева МБ 1 (см. как сделать снегоуборщик из этого мотоблока тут, а также как сделать адаптер для мотоблока нева своими руками чертежи и размеры) Данный вид мотоблока вы можете купить за копейки, а после ваших переработок он превратится в незаменимого помощника в хозяйстве.

Единственное, что к нему будет затруднительно найти подходящие новые детали, так как мотоблоки МБ 1 имеют некоторые особенности конструкции.


Чертеж 3

Переломка из мотоблока Каскад

Если вы хотите использовать именно новый мотоблок, но купить его за небольшие деньги, то одним из лучших вариантов можно назвать Каскад.

Также очень выгодна будет покупка МТЗ 05.

Культиватор из мотоблока Кентавр

Для тех, кто ценит манёвренность, мощь и возможность выполнять широчайший спектр работ, можно посоветовать также мотоблок Кентавр. Однако, стоит учитывать, что стоит он достаточно дорого. Но это основание для минитрактора можно смело называть одним из лучшим, ведь работать оно будет как часы.

В качестве первоначального сырья для изготовления минитракторов своими руками часто используют мотоблоки Ока.

Для  изготовления минитрактора подойдет и мотоблок Салют С.

Здесь специально подобраны мотоблоки отечественного производства, так как они стоят дешевле иностранных аналогов. Едва ли вам захочется тратить лишние деньги на товар, который так и так будет переделываться и совершенствоваться. Поэтому в качестве базы идеально подходят именно перечисленные выше модели.

Особенности

Чтобы сделать мини-трактор из мотоблока, необходимо учитывать его характерные особенности. Подавляющее большинство используемых на практике конструкций дополняется навесным оборудованием различных видов – прежде всего стрелами, ковшами и плугами. При этом мини-трактора отличаются высокой проходимостью, могут одинаково эффективно действовать в парках, на газонах и лужайках, на асфальте, в саду и так далее.

Преимуществом мини-тракторов является также минимальное потребление топлива и смазочных материалов.

В отличие от мотоблоков, мини-трактор требует специального помещения для хранения.

На мини-тракторах ставится всегда полноценная механическая трансмиссия – особой необходимости устанавливать разнородные виды ходовых частей нет. Силовые агрегаты, по умолчанию установленные на мотоблоке, гарантированно придется менять. Их мощность не удовлетворяет необходимым требованиям.

Но ограничиться заменой двигателя не выйдет. Обязательно нужно менять и трансмиссию.

Ни один из тех типов, которые используются на мотоблоках, не годится. Необходимо монтировать фрикционное сцепление – именно его рекомендуют разработчики современных миниатюрных тракторов. Особенность такого устройства заключается в том, что вращение появляется благодаря трению между ведущими и ведомыми элементами сцепления.

Изредка встречаются гусеничные конструкции. Отличия проявляются в органах управления. Если на мотоблоках они концентрируются на рукоятке, чтобы пользователям было удобнее, то на мини-тракторах устанавливается полноценный руль. При этом нельзя забывать, что на приборной панели также ставятся кнопки и рычаги, выполняющие вспомогательные функции.

Разработчики мотоблоков предусматривают для крепления вспомогательных аппаратов особые кронштейны или валы отбора мощности. Но для мини-трактора такое решение не подойдет. Он должен быть сконструирован иначе, чтобы размещение любых дополнительных компонентов не вызывало проблем.

Даже если не вникать в технические различия мотоблока и трактора, невозможно игнорировать еще один момент – на мини-тракторе должно быть операторское сиденье; на блоке оно есть не всегда. Но все же для подготовленных в техническом плане людей все эти исправления не представляют особого труда

Не все мотоблоки, впрочем, позволяют сделать это одинаково успешно. Подчас приходится или отказываться от своего замысла, или существенно ухудшать технические характеристики устройства. Дело не только в подходящей мощности мотора. Гораздо больше шансов на успех, если он работает на дизельном топливе. Подобные двигатели позволяют успешно обработать крупные участки, тратя меньше горючего.

Сборка рамы

Сначала необходимо дополнить мотоблок второй парой колес. Для этого необходимы такие детали, как металлическая профильная труба и уголки. Сечение изделий следует подбирать с учетом нагрузок, на которые будет рассчитан трактор. При выборе труб стоит приобретать изделия с большей толщиной стенок, так как при большем весе трактор эффективнее.

После составления чертежа самодельного минитрактора из мотоблока все элементы нарезаются болгаркой, а затем соединяются при помощи сварки. Можно скреплять детали как сваркой, так и болтами.

Важно! Для упрочнения конструкции можно установить дополнительные ребра жесткости в виде поперечных балок на раме. Во время создания рамы необходимо сразу создать крепление, которое позволит работать с навесным оборудованием

Крепление может быть установлено как на задней, так и на передней части рамы

Во время создания рамы необходимо сразу создать крепление, которое позволит работать с навесным оборудованием. Крепление может быть установлено как на задней, так и на передней части рамы.

Трактор из мотоблока своими руками: пошаговая инструкция

Автомеханик, специализируется на С/Х технике

Каждый владелец земельного участка, использующий для его обработки мотоблок, согласится с тем, что механизация большей части земельных работ очень облегчает и упрощает их, в разы повышая эффективность использования земель. Однако каждому, кто по много часов ежедневно выполняет те или иные работы при помощи мотоблока, знакомо, что это предполагает довольно серьезную физическую нагрузку. Безусловно, гораздо легче было бы работать, имея собственный трактор, но не многие владельцы земельных хозяйств могут себе это позволить.

Более того, обладателям небольших и средних участков это и не выгодно. Но очень привлекательной выглядит идея переоборудования собственного мотоблока в мини-трактор. Результат такой «трансформации» мини-трактора с двигателем от мотоблока не только делает неактуальной покупку готового мини-трактора, но и существенно экономит силы его владельца при выполнении всех работ на земельном участке. Примечательно, что и выполнение этой задачи не является таким уж сложным.

Особенности конструкций

Переоборудование мотоблока в минитрактор не требует от владельца оформления технической документации и регистрации транспортного средства в органах ГИБДД. Общей чертой для самодельных конструкций является рама, на которой жестко установлен силовой агрегат, задний мост и узлы управления. При сборке трактора используются готовые узлы от серийных автомобилей и тракторов.

Примером может служить комплект для переоборудования техники Crosser со средней стоимостью от 60 тыс. рублей.

Встречаются более доступные комплекты, которые изготавливаются мелкими мастерскими. В состав наборов входит рама, приводы и механизм тормоза, крылья, а также сиденье и рулевая трапеция. Стоимость комплекта находится в пределах 16-18 тыс. рублей. Плюсом такого набора является универсальность — покупатель дорабатывает его под имеющийся в наличии мотоблок в соответствии со своими предпочтениями.

В качестве силовых агрегатов стандартно используются четырехтактные карбюраторные двигатели с объемом цилиндра до 250 см³ и развивающие до 10-13 л.с. Реже встречаются дизели с близкими характеристиками. Коробки передач имеют до четырех скоростей и связаны с ведущими колесами ременной передачей. В приводе колес применяются шестеренчатые или цепные редукторы. В штатных трансмиссиях часто отсутствует дифференциал.

Устанавливаемая на минитрактор дополнительная пара колес может использоваться для управления направлением движения. Теоретически ее можно оснастить приводом, но схема трансмиссии усложнится. Для реализации полного привода требуется применение шарниров равных угловых скоростей на управляемых колесах и дифференциала. В противном случае полный привод будет ухудшать проходимость и снизит надежность трансмиссии.

В зависимости от предназначения минитрактора выбирается схема рамы. Если трактор используется для пропашных или иных сельскохозяйственных работ, то оптимальной станет замкнутая прямоугольная рама из стального профиля. Рама должна иметь достаточную прочность и выдерживать вес механизмов трактора, а также нагрузки, возникающие в процессе работы.

Если минитрактор предполагается использовать как средство транспортировки, то рекомендуется применение ломаной рамы, состоящей из двух частей. Элементы рамы соединены между собой шарнирным соединением. Сложностью создания такой конструкции становится трансмиссия. Для передачи крутящего момента на ведущие колеса придется использовать карданный вал или размещать двигатель вместе с ведущими колесами на одной части рамы. Второй вариант проще, но не обеспечивает равномерной загрузки колес трактора.

Возможна установка поперечин для задней навески вспомогательного сельскохозяйственного оборудования. Для буксировки прицепов применяются готовые адаптеры или самодельные узлы, созданные с учетом особенностей прицепа.

Как сделать фронтальный погрузчик на минитрактор своими руками. 1 Как сделать свой фронтальный вариант?

Устанавливается такой тип на трактора с ведущим передним мостом. Чтобы сделать фронтальный погрузчик своими руками, как и в предыдущем варианте, нужно сначала разработать четкий чертеж. Исходя из него, подбирать материалы и инструмент.

Трактор с самодельным погрузчиком

После разработки чертежа можно заготовить материалы. Для ковша понадобится три-четыре (в зависимости от размеров) листа стали. При этом ковш может быть с дугообразной основой или из прямоугольных элементов. Первый тип требует меньше материала и работы. Нижний лист стали изгибается по дуге, а на него сверху навариваются боковые вставки. Для второго типа понадобится пять прямоугольных пластин.

Кроме стальных листов, также нужен стальной профиль, трубы с квадратным сечением разного значения, четыре гидравлических цилиндра. Что касается инструмента, то здесь набор тот же, что и в предыдущем варианте.

Весь процесс сборки фронтальной модели имеет следующий вид:

  1. Прежде всего, на переднюю часть техники, прямо под навеской привариваются дополнительные стальные платформы, которые будут обеспечивать опору инструменту. В платформах делаются выемки для установки тяг.
  2. Дальше делается стрела. Она изготавливается из профилей. Для этого делаются два контура из отрезков профиля, соединенных под углом в 30 градусов. Между собой контуры фиксируются стальными перемычками в центральной, нижней и верхней части для большей прочности.
  3. На одну сторону каждого контура приваривается вертикальная опора с выступом в верхней части. К ней приваривается дополнительная распорка, которая второй стороной крепится к уголку на центральной части стрелы.
  4. На готовом ковше, сваренном из металлических прямоугольников, в задней части делаются проушины. На нижнюю проушину фиксируется стрела, на верхнюю устанавливаются два гидроцилиндра. Другим концом гидроцилиндры фиксируются на уголке в центре стрелы. Большие гидроцилиндры проводятся из центра стрелы на вертикальную опору.
  5. Вся конструкция фиксируется на навеску трактора.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: