Конструктивные особенности минитрактора
Самодельный минитрактор только на первый взгляд может показаться неказистым и непропорциональным. На деле грамотно собранный механизм – это рациональное расположение всех ключевых узлов и агрегатов шасси (подвески, трансмиссии, двигателя). Основные компоненты рамы – два лонжерона и две траверсы. Самодельные минитрактора на гусеничном ходу имеют лонжерон из трех последовательных ступеней: наружные – из швеллера, внутренние – из стальной квадратной трубы. А передняя траверса должна быть меньше задней (например, если спереди выбирается швеллер 12-го размера, то сзади нужно устанавливать швеллер 16-го размера).
Как сделать виброплиту своими руками описано здесь.
Силовой агрегат
Подойдет любой мотор, который соответствует требуемой мощности и крутящему моменту. Оптимальное решение – 4-ех цилиндровый дизель с водяным охлаждением и мощностью 40 л.с.
Его можно устанавливать, не внося каких-либо корректив в конструкцию. То есть, чтобы сделать гусеничный трактор своими руками, необходимо просто снять мост с любого подходящего отечественного грузовика и интегрировать его в самодельную технику.
Гусеница
Необходимо выбрать конструкцию, которая будет использоваться, и саму гусеницу. Простейший вариант – конструкции с катками из колес и шинами, взятыми с тележек, например. Размер колес выбирается в зависимости от размеров минитрактора. Гусеницу можно сделать из большой покрышки, обрезанной по бокам.
Другие механизмы
В качестве коробки передач можно выбрать, к примеру, агрегат с ГАЗ-53 или его альтернативы. Для сцепления подойдет устройство с ГАЗ-52.
Гусеничная платформа, виды, модификации
Данное оборудование производят как отечественные компании, так и зарубежные производители. В результате этого существует множество модификаций, различающихся:
- по форме;
- по принципу монтажа;
- по использованию.
Формы модулей
Из всего разнообразия моделей можно выделить две основные формы:
- Прямоугольная осевая;
- Треугольная шестеренчатая.
Осевые приставки состоят из:
- платформы;
- оси;
- четыре ролика;
- двух шестерен;
- двух гусениц.
Платформа крепится к мотоблоку болтовыми соединениями. К нижней части оси присоединены четыре ролика. Ролики создают необходимое натяжение гусеницы. Две шестерни, размещенные по обеим сторонам гусеницы, попадая в паз, приводят платформу в движение.
Треугольная шестеренчатая приставка состоит из следующих элементов (для каждой гусеницы отдельно):
- большой шестерни;
- жесткой рамы;
- восьми роликов;
- гусеничная лента.
Большие шестерни насажены на ось, идущую от редуктора мотоблока. Ролики закреплены в нижней части жесткого каркаса, они располагаются попарно по оба края гусеничной ленты. Такое строение позволяет обеспечить необходимое натяжение гусеницы при движении. Разблокировка дифференциала позволяет мотоблоку совершать различные маневры — развороты, повороты и т. д.
Это важно знать!
Решив купить (или изготовить самостоятельно) гусеничный привод для мотоблока, необходимо учесть следующие характеристики приставки:
- Оптимальную скорость движения мотоблока на гусеничном ходу. Мощные модели могут обеспечить скорость от 18 до 20 км/час.
- Грузоподъемность приставки. В большинстве случаев приобретаются модели грузоподъемностью 200 кг, но каждый владелец техники вправе выбирать и подбирать эту характеристику под свои нужды, учитывая мощность двигателя мотоблока.
- Максимально допустимую высоту снежных масс (если планируется использование приставки и мотоблока в качестве снегохода). Основной ограничитель — высота двигателя. Современные приставки позволяют с комфортом передвигаться по снегу до 50 см. высотой.
- Допустимый уровень жидкой грязи, воды также колеблется в пределах от 45 до 50 см. Причина та же — высота расположения двигателя.
Для того, чтобы обеспечить длительность эксплуатации и исправность всех элементов модуля, необходимо регулярно (перед и после каждой эксплуатации) производить следующие действия:
Перед поездкой осмотрите гусеничную приставку.
Проверьте степень натяжения роликов.
Проверьте надежность крепежных элементов.
Обратите внимание на целостность треков, состояние гусеничной ленты.
Производите регулярную смазку всех движущихся узлов и частей гусеничной конструкции.
Самодельные устройства для мотоблока
Говоря проще, приобретая агрегаты для одного мотоблока, гарантировать их работу на другом очень сложно. Однако при наличии желания и определенного багажа знаний, многие дополнительные устройства можно изготовить самостоятельно.
Их чертежи часто встречаются в интернете, но при этом важно убедиться в совместимости. Разрабатывая навесное оборудование с нуля, необходимо ориентироваться на имеющуюся в наличии модель мотоблока
Адаптер-прицеп своими руками
С помощью этого агрегата мотоблок легко превращается в минитрактор, что позволяет автоматизировать большое количество работ по обработке приусадебного участка. Конструкция адаптера-прицепа состоит из следующих элементов:
-
Металлическая несущая рама.
- Сцепка.
- Поперечная штанга.
- Раскосы.
- Ходовая часть.
- Органы управления.
- Сиденье.
Чаще всего дополнительные агрегаты к адаптеру мотоблока крепятся посредством одинарной сцепки. Также необходимо подумать об управлении оборудованием, и оптимальным вариантом в данной ситуации окажется рычаг, переключение которого приведет к изменению положения вспомогательных устройств.
Последним шагом в создании адаптера-прицепа станет установка сиденья, и для этого посередине поперечной балки крепится стойка.
Самодельный дисковый окучник
Оптимальным видом окучника для приусадебного участка является дисковый. При работе с ним не требуется прикладывать больших усилий, а при снижении скорости движения увеличивается мощность. Не стоит забывать, что дисковый окучник — универсальный инструмент, потому что его можно использовать не только после посадки культур, но и в период их роста.
Конструкция этого вида навесного оборудования не отличается высокой сложностью и включает в себя:
Благодаря наличию талперов появляется возможность регулировать угол наклона рабочих дисков. Именно этот фактор влияет на глубину их погружения в почву и прикладываемое во время работы усилие.
Диски можно взять от пришедшего в негодность сельскохозяйственного оборудования, например, старой сеялки либо сделать из качественной стали, толщина которой составляет 1,5−2 мм. Наружные кромки выгибаются, а в центре просверливается отверстие для крепления к раме.
Изготовление картофелекопалки
Данный агрегат способен значительно облегчить работу по уборке всех клубневых сельскохозяйственных культур, не только картофеля. Среди основных элементов конструкции агрегата необходимо выделить:
- Сварную раму.
- Лемех.
- Барабан-очиститель.
- Редакционный узел.
но при этом притупить все кромки, чтобы не повредить клубни
Основной элемент всей конструкции агрегата — редакционный узел. Чтобы его изготовить, потребуется два металлических цилиндра, в которые затем устанавливаются соединительные втулки. После этого предстоит сделать ступицы из металлической трубы, диаметр которой равен 25 мм. Они используются для крепления звездочек, предварительно закрепленные на втулках посредством шпонок.
Наиболее сложным в изготовлении является барабан-очиститель, состоящий из двух роликовых цепей по 94 звена в каждой. Цепи, в свою очередь, устанавливаются на специальные стержни, а затем готовый элемент крепится на двух осях. В результате достигается максимальная подвижность.
Крутящий момент с двигателя мотоблока передается на лемех, соединенный с кожухом. Во время движения изменяется угол наклона, и совершаются копательные движения. Для регулирования угла наклона рабочего элемента конструкции, а, следовательно, и глубины копа, можно сделать ползун. Отличным материалом для изготовления этой детали станет фторопласт.
Изготовление своими руками гусениц для мотоблоков
Мотоблок может стать незаменимым помощником в огороде, если не встанет ровно по центру участка памятником, который придётся долго выкапывать. Но если заранее подготовиться к весенним работам, подобного варианта можно легко избежать. Так из чего же изготовить самодельные гусеницы на мотоблок?
Здесь есть различные способы. Для подобной работы можно использовать транспортёрную ленту, приводные ремни автомобилей с цепями или даже обычные покрышки. Сегодня мы расскажем о каждом из этих вариантов подробно, а решать, какие именно гусеницы лучше, предоставим уважаемому читателю.
Модуль для мотоблока: гусеницы из транспортёрной ленты и цепей
Если говорить о мотоблоке на гусеничном ходу, то этот вариант можно назвать наиболее оптимальным к использованию. Изготовление модуля не представляет особых сложностей и не требует большого количества инструментов или дорогостоящего материала. Конечно, для вездехода такие гусеницы не подойдут по причине невысокой прочности, а вот для мотоблока − в самый раз.
Для того чтобы увеличить срок службы такой гусеницы, транспортёрная лента прошивается по краю толстой леской. Это поможет избежать разлохмачивания корда ленты. Для соединения торцов полос лучше использовать рояльную петлю. Обычное прошивание даже самыми прочными материалами очень недолговечно.
Статья по теме:
Какой мотоблок лучше: цены, отзывы. В статье мы узнаем какое устройство лучше после ознакомления с конструкцией, видами приборов, потенциальными возможностями современных моделей, отзывами владельцев, средними ценами и дополнительными рекомендациями.
Гусеницы для мотоблока своими руками из автомобильных покрышек большого радиуса
Если дополнительная пара колёс ещё не была установлена, то у мастера появляется возможность использовать в качестве гусянки покрышку от трактора или погрузчика. Удобство подобного варианта в том, что сшивать уже ничего не надо. Ведь покрышка уже имеет замкнутую форму. Рассмотрим, в каком порядке производятся подобные работы.
Для начала покрышку нужно подготовить. При помощи острого ножа, периодически смачиваемого мыльной водой, необходимо вырезать внутренние части покрышки, оставляя лишь «беговую» полосу
При этом особое внимание следует обратить на высоту протектора. Чем она больше – тем лучше
Ведь именно тракторный протектор будет играть роль грунтозацепа.
ФОТО: drive2.ru Из покрышки получаются неплохие гусеницы
Когда полоса вырезана, можно приступать к замерам и установке ведомой пары колёс. Впоследствии останется только натянуть готовую гусянку на колёса при необходимости.
Ремни и цепи для изготовления гусеницы к мотоблоку
Для изготовления таких гусениц используются приводные моторные ремни, которые соединяются между собой при помощи стальных грунтозацепов. При этом вдоль гусеницы фиксируется цепь. Она служит в качестве ведомого элемента, который будет вращать звёздочка.
В результате должно получиться кольцо с одним или двумя рядами цепей по внутренней окружности.
ФОТО: qpprosto.ru Интересный вариант из ремня ГРМ ДВС
Статья по теме:
Самые надежные и популярные культиваторы и мотоблоки: разновидности и средние цены, обзор популярных брендов, секреты правильного выбора устройства для дачи и сада — в нашей публикации.
Пример изготовления и установки гусениц на мотоблок: пошаговая инструкция
Наверняка у многих начинающих мастеров возникает вопрос, каким образом установить самодельный гусеничный привод на мотоблок. В пошаговой инструкции мы попробуем разобраться с этим вопросом на фотопримерах.
По сути при небольших затратах сил и времени можно создать своими руками вездеход на резиновых гусеницах, проходимость которого будет определяться только шириной колёс, используемых для основы.
Подробнее ознакомиться с мастер-классом по изготовлению и монтажу гусеничной приставки к мотоблоку, будь то «Нева» или иной агрегат, можно в этом видео.
Как сделать плоскорез своими руками?
Практичным дополнением к мотоблоку является плоскорез. Это незаменимый помощник, который создает грядки, пропалывает и окучивает посадки, выравнивает, засыпает, рыхлит землю. Возможности такой насадки практически безграничны.
Если расположить лезвия плоскореза слева и вести в одной плоскости с почвой, то можно полоть или рыхлить землю. Немного приподняв прибор, повернутые влево лезвия скосят высокие сорняки. Если же лезвия будут смотреть вниз, то ими легко создавать грядки.
Сформировать бороздки для посадки и засыпать семена опять поможет плоскорез. Это функция закапывателя.
Можно использовать плоскорез Фокина как навеску для мотоблока. У него есть необходимые отверстия для навешивания на конструкцию. Если же требуется плоскорез другого размера, то тогда изготовить его можно своими руками. В этом помогут чертежи и небольшая металлическая заготовка.
Металл должен быть достаточной толщины и крепости, чтобы в дальнейшем он смог выполнять функции лезвия. Лист нагревается при помощи паяльной лампы и сгибается согласно схеме. Когда плоскорез получает необходимую форму, его охлаждают водой. Для того чтобы данная заготовка стала навесным оборудованием, надо сделать отверстия для креплений и заточить заготовку болгаркой.
Лист металла можно заменить отрезком трубы, к которому прикрепить куски металла наподобие лопастей. Их нужно заточить.
Навесное оборудование для мотоблоков своими руками
Мотоблок незаменим в современном хозяйстве. Оснащаемая различными навесными агрегатами, эта техника может делать буквально всё, начиная окучиванием картофеля и заканчивая уборкой снега или заготовкой дров. В то же время универсальнцми мотоблоки можно назвать с большой натяжкой: как правило, список оборудования, подключаемого даже к самым дорогим моделям, ограничен 2-3 видами навесных узлов. Впрочем, довольствоваться только тем, что предлагает производитель, вовсе не обязательно. Ведь практически любой из мотоблочных агрегатов, которые могут потребоваться для ведения домашнего или садово-огородного хозяйства, можно сделать самостоятельно.
Как сконструировать траншеекопатель?
Самодельный траншеекопатель представляет собой навесную насадку к мотоблоку, позволяющую быстро и без усилий вырыть траншеи, ямы. Это своего рода компактный экскаватор, обладающий маневренностью и экономичностью. Передвигается на колесном или гусеничном ходу.
Насадка-копатель позволяет рыть траншеи и ямы даже в мёрзлой земле. Стены траншей получаются ровными, без осыпания. Разработанная земля лёгкая и рассыпчатая, ее можно использовать для обратной засыпки.
Две фрезы закрепляются на передней подвеске, на задней – лопата для извлечения грунта из траншеи. На режущие диски и цепную передачу надо обязательно закрепить защитные кожухи по технике безопасности. По такому же принципу делается насадка бур из металлического стержня и пластин.
Иная техника, оснащаемая гусеницами вместо колёс
Если разобраться, то на гусеницы можно поставить любую технику независимо от её назначения. И если раньше подобными «экспериментами» занимались лишь гаражные умельцы, коих в России великое множество, то сегодня можно увидеть подобную технику заводского производства.
Гусеницами оснащают не только снегоходы и болотоходы, но и мини-трактора, которые для данных целей изначально не были предназначены. Но особый интерес вызывают серийные автомобили, поставленные на гусеничный ход.
ФОТО: rosvezdehod.ru Болотоходы очень популярны у охотников и егерей
Автомобиль на гусеничном ходу: купить или сделать своими руками
Если рассуждать с точки зрения экономии, то самостоятельное изготовление гусениц для авто более приемлемо. Однако в таком случае следует быть готовым к тому, что придётся часто ремонтироваться в полевых условиях. Но есть и плюсы – несколько поломок, и гаражный мастер знает все слабые места, после чего их усиливает.
Заводской вариант более затратен. Но здесь можно понадеяться на проведённые испытания. Хотя, как показывает практика, и такие гусеничные блоки ломаются в самый неподходящий момент. Предлагаем Вам посмотреть видео, в котором на гусеницы (правда, не своими руками, а в заводских условиях) поставлена «Нива».
Гусеницы для снегоходов своими руками
Снегоход априори должен быть оснащён гусеницами – без этого он не сможет передвигаться. Однако проблема заключается в том, что они могут выйти из строя.
В таком случае есть 3 варианта развития событий.
- Если есть время и желание, вполне можно использовать в качестве самодельной гусеницы для снегохода транспортёрную ленту. Главное − прочно сшить торцы и усилить борта, чтобы не остаться в каком-нибудь сугробе вдали от людей при разрыве соединений. В условиях зимнего леса ремонт гусеницы снегохода своими руками хотя и возможен, но проблематичен.
- Обратиться к умельцам, коих всегда можно найти в гаражных кооперативах.
- Приобрести новые гусеницы в специализированном магазине. Этот вариант хорош, но может пробить брешь в семейном бюджете.
ФОТО: nifhi.mrc51.ru Такие гусеничные снегоходы собираются умельцами
Самодельный мини-трактор на гусеницах: из чего сделать своими руками
Самым лучшим мини-трактором можно назвать модернизацию мотоблока. Если владелец не желает самостоятельно ставить его на гусеничный ход или для этого попросту нет времени, вполне можно приобрести необходимые узлы.
А после того как гусеницы для мотоблока «Нева» или любого иного приобретены, можно цеплять к нему различное навесное оборудование (плуг, окучник, плоскорезы). Цены на небольшие гусеницы для мотоблоков не слишком высоки, в отличие от длинных элементов, используемых в более крупной технике.
Предлагаем посмотреть в видеообзоре, как выглядит и работает мотоблок на гусеницах.
Размеры и особенности изготовления ежей
Мотоблок с насадкой для выращивания картофеля сэкономит время и силы при уходе за этой культурой. Ежи для прополки – это функциональная приставка, позволяющая качественно и быстро победить сорняки. В процессе прополки растения не просто срезаются, а вырываются с корнем. Земля вокруг растения хорошо перерыхляется и окучивается. Благодаря этому растение не только освобождается от сорняков, но и получает в достаточном объеме воду и кислород.
Ежи можно приобрести практически в любом сельскохозяйственном магазине, но по достаточно высокой цене.
Опираясь на схемы и чертежи, можно сделать их самостоятельно.
Составляющие для ежей:
- 3 диска из металла или кольца;
- небольшой отрезок трубы диаметром 30 мм;
- стальные стержни для нарезки шипов.
Предпочтительно использование колец вместо дисков, которые облегчат всю конструкцию. Размеры колец для изготовления ежей мотоблока бывают разные. Наиболее распространены 240х170х100 мм или 300х200х100 мм. На трубу кольца крепятся через перемычки. Присоединение должно быть выполнено под углом 45 градусов с расстоянием между элементами не более 15-18 см.
Шипы, нарезаемые из стального стержня длиной 10-15 см, привариваются на кольца и саму ось. В зависимости от размера они крепятся на большое кольцо в количестве 15 штук, на малое – 5. Также несколько штук можно приварить и на ось.
Для облегчения работы с конструкцией мотоблок с ежами оснащают дополнительными колесами.
Изготовление самодельного адаптера-прицепа
Адаптер позволяет превратить мотоблок в мини-трактор и максимально автоматизировать садово-огородные работы.
Его конструкция включает:
- металлическую раму;
- сцепку;
- поперечную штангу;
- раскосы;
- колёсные стойки, ось и колёса;
- органы управления;
- сиденье оператора;
- тележку или прицеп.
Простая рама для адаптера изготавливается из металлической трубы круглого или прямоугольного сечения длиной 1,5-1,7 м. С одного конца к ней приваривается дышло (сцепку) – элемент, с помощью которого конструкция будет крепиться к фаркопу мотоблока, а с другой – поперечная штанга, ширина которой выбирается в соответствии с шириной колёсной базы последнего. К штанге привариваются стойки колёс и раскосы, функция которых заключается в обеспечении жёсткости конструкции и амортизации при передвижении по участку. Что касается колёс, их можно снять с обычной садовой тележки либо автомобильного прицепа.
Как правило, соединение адаптера мотоблока и навесного оборудования выполняется посредством одинарной сцепки. Управление же функциональными агрегатами осуществляется посредством рычага с 2 или 3 коленами – переключая их вы сможете регулировать положение установленного навесного агрегата. Кроме того, можно использовать дополнительный рычаг для контроля прилагаемого усилия. В завершение по центру поперечной штанги нужно приварить металлическую «ногу», на которой будет размещено сиденье оператора.
Чем длиннее дышло адаптера, тем мощнее должен быть мотоблок. При этом мощность двигателя последнего влияет и на выбор колёс, а также сечения трубы, из которой будет изготавливаться рама.
Процесс сборки
Порядок примерно такой:
- Сборка рамы, крепление на нее опорных катков, ведущих колес;
- Установка силового агрегата, коробки передач;
- Монтаж бортовых тормозов и дифференциала, соединение компонентов с коробкой передач;
- Сборка органов управления, обустройство водительского места;
- Установка гусениц, дополнительных деталей;
- Проверка работоспособности минитрактора и доработка отдельных узлов (если потребуется).
Принцип работы
Самодельные минитрактора на гусеничном ходу мало чем отличаются от крупногабаритных собратьев. Все ключевые рабочие моменты в них организованы так же, как и в обычном тракторе. Единственное отличие – у минитрактора упрощена система поворота:
- Двигатель посылает крутящий момент на коробку передач, где происходит его регулировка;
- Далее вращение направляется к дифференциалу, где крутящий момент распределяется по полуосям;
- Колеса начинают двигаться, а за ними – и гусеницы, приходит в движение весь минитрактор;
- Во время поворота тормозится одна из полуосей, а на вторую направляется крутящий момент. Вторая гусеница двигается вокруг остановившейся первой – так и выполняется поворот.
Другими словами, привод у гусениц не единый, и они не могут повернуть одновременно в одном направлении.
Технические характеристики грузовика КамАЗ 43114.
Советы по сборке
- Решив сделать гусеничный минитрактор своими руками, произведите все расчеты на бумаге и создайте подробный чертеж. Без точных технических данных нельзя создать работоспособную машину.
- Перед началом работ стоит проверить наличие таких необходимых устройств, как сварочный аппарат, дрель и болгарка. Они могут понадобиться на любом этапе сборки. Про средства защиты также не стоит забывать.
- Несмотря на визуальную массивность и угловатость, минитрактор требует аккуратного подхода. Молоток и зубило – это не та история. Поэтому проявите терпение, зачастую бережная подкрутка болта ключом гораздо эффективнее закручивания «с мясом».
Самодельный минитрактор – эффективное решение для любых сельскохозяйственных работ. И вот тому пример:
Самодельное навесное оборудование для мотоблоков
Что делать, если мотоблок у вас уже есть, а установить на него заводское навесное оборудование не представляется возможным? Выход один – самостоятельно сконструировать необходимый функциональный узел, не уповая на изобретательность производителя и щедрость игроков рынка.
Список навесных агрегатов для мотоблоков весьма разнообразен. В него входят:
- плуги;
- бороны;
- грабли;
- картофелекопатели, окучиватели и картофелесажалки;
- косилки;
- плоскорезы-пропольники;
- почвофрезы;
- сеялки; подметальные щётки и снегоуборщики;
- дровоколы;
- отвалы;
- водяные помпы;
- насосы-опрыскиватели и т.д..
Очевидно, что столь богатый арсенал навесного оборудования не в ходит ни в одну комплектацию. Остаётся только представить, во сколько помимо самого мотоблока обойдётся покупка всех необходимых для ведения хозяйства агрегатов. Не стоит забывать и о том, что на рынке по-настоящему универсальные мотоблоки можно пересчитать по пальцам. То есть оборудование, которое подлходит к какой-либо конкретной модели довольно редко можно подключить к другой. К счастью, производители всё же предусматривают возможность модификации выпускаемой мотоблочной техники, в основном за счёт дополнительного навесного оборудования. К таковому можно отнести:
- дополнительные полуоси (ступицы);
- ходоуменьшители;
- грузы (утяжелители);
- грунтозацепы;
- сиденья-адаптеры;
- транспортировочные тележки и прицепы;
- сошники (упорные рычаги);
- сцепки и пр.
Любой из этих узлов можно сделать самостоятельно или взять от других моделей и адаптировать под вашу. Но прежде всего следует удостовериться в их совместимости. Мощность двигателя, габариты и вес, способ подключения, рабочие нагрузки и т.д. – всё это следует учесть ещё на стадии разработки, иначе вы рискуете потратить силы и средства впустую.