Как сделать плуг для мотоблока своими руками, чертежи, описание, фото

Утяжелители

Утяжелители используются для придания конструкции большего веса. Это необходимо в тех случаях, когда оборудование «перепрыгивает» почву и работает прерывисто.

Утяжелители могут быть как для самого мотоблока, так и для навесного оборудования к нему.

Утяжелители для мотоблока Нева

Официальный производитель предлагает купить утяжеление у него на сайте. Они есть двух видов.

Первые изготавливаются в форме дисков, они предназначены для утяжеления колёс или оси мотоблока. Диски улучшают грунтозацепляющие свойства, вес одного диска составляет 10 кг.

Вторые производятся в форме цилиндра, который крепится только на штырь мотоблока. Тем самым отягощая его раму, вес одного такого цилиндра составляет 17 кг.

Уход

При использовании плуга, независимо от его вида, обязательно требуется следить за режущими элементами. После каждой эксплуатации металл очищают от налипшей грязи и моют.Со временем острота ножей теряется и требуется заточить их. Чтобы сделать это правильно, потребуется опыт. Можно использовать «болгарку» или точить вручную.

Но это не единственный уход, который необходим навесному оборудованию, полировка не менее важна. Отшлифовать можно наждачной бумагой или отполировать с использованием специализированного оборудования. Главное, чтобы поверхность блестела, была ровной и гладкой.

Элементы конструкции поворотного плуга

Поворотный плуг является универсальным, поэтому его можно применять на мотоблоках для вспашки почвы. В отличие от обычного агрегата, переворачивающего лемехом землю в одну сторону, поворотный плуг осуществляет пахотные работы гораздо быстрее, что достигается за счет наличия ручного поворотного механизма на стандартной одинарной сцепке. По этой причине обработка земли агрегатом является более эффективной. Возвращение к началу предыдущего ряда для нормального переворачивания земли при вспашке однокорпусным устройством замедляет темпы обработки почвы.

Изделие имеет 3 конструктивные плоскости:

  1. Нижнюю горизонтальную полозка.
  2. Боковую вертикальную полозка.
  3. Переднего отвала.

Качественный агрегат должен обладать следующими свойствами:

  1. Горизонтальная нижняя плоскость полозка плуга со снятым лемехом и отвалом, поставленного на поверхность стола, должна совпадать с ней, что наблюдается, если стол плотно придвинут к стене с учетом совпадения вертикальной стены и боковой вертикальной плоскости полозка.
  2. Нижний режущий край лемеха изделия расположен на 10 — 20 мм ниже, чем горизонтальная плоскость полозка, проходящая внизу.
  3. Расположение бокового режущего края лемеха и бокового режущего края отвала проходит по прямой линии, а сами детали выступают на 10 мм за пределы боковой вертикальной плоскости полозка.
  4. Поверхности установки плуга и лемеха составляют между собой угол 15 — 20°.
  5. Рабочая поверхность установленного лемеха примыкает своей передней частью к отвалу в одной плоскости без зазора.

Завершая работы с плугом, следует осуществить очищение от грунта полированных поверхностей. Затем их поливают машинным маслом или смазывают Литолом-24, растирая ветошью. Это позволяет обеспечивать защиту полированных поверхностей от коррозии.

1 Подготовка к работе

Перед началом работ мотоблок требуется подготовить. Для этого к нему подсоединяют навесные оборудования, устанавливают грунтозацепные колеса, проверяют все узлы.

1.1 Грунтозацепы

Вспахать огород возможно только применив грунтозацепы. Потому как нагрузка на мотоблок при вспашке земли вырастает в несколько раз. Воспользовавшись грунтозацепами, эту задачу можно облегчить. Для этого необходимо:

Устройство грунтозацепов

снять ступицы и транспортные колеса на мотоблоке;
установить на ось привода ступицы, предназначенные для грунтозацепов.  Такие ступицы длиннее, поэтому ширина колеи увеличится и мотоблок при вспашке станет более устойчивым. Ступицы соединить с валом шпильками и зафиксировать шплинтами;
установить грунтозацепы на ступицы

Следует обратить внимание, что протектор должен сужаться вперед.

Важен размер грунтозацепных колес, потому как при маленьком диаметре не будет нужного просвета между редуктором и землей, а с узкими колесами мотоблок будет «водить» по борозде. Оптимальный размер грунтозацепных колес: диаметр —  50-60 см, ширина обода – до 20 см. вес мотоблока с колесами желателен более 70 кг. При меньшем весе мотоблок будет буксовать.

1.2 Плуг

Основные составляющие для вспашки земли – это плуг и сцепка. Их следует собрать в один механизм. После этого установить на мотоблок. Существуют сцепки различных модификаций, однако воспользоваться лучше универсальной, это обеспечит надежную фиксацию плуга к фаркопу мотоблока и позволит выполнить точную регулировку плуга. При соединении плуга со сцепным устройством крепежные гайки не следует сразу затягивать, чтобы можно было отрегулировать плуг. Сцепку с плугом и крепежную серьгу мотоблока соединяют двумя штырями.

Далее следует  более трудоемкий этап – регулировка плуга.

  1. Мотоблок первым делом следует установить на подставки, высота которых зависит от желаемой глубины вспашки. Подставки высотой 15 см нужны для глубины пахоты в 15-18 см, а для 20-23 см – высота подставки должна быть 20 см. На ровную поверхность укладываем подставки, на них – мотоблок. При этом плуг устанавливают так, чтобы он касался земли полевой доской по всей длине. Проследить, чтобы стойка плуга расположилась перпендикулярно земле и параллельно внутреннему торцу грунтозацепа.
  2. Далее необходимо отрегулировать угол наклона пятки плуга, или полевой доски. Расстояние между лемехом (нос плуга) и пяткой плуга не должно быть более 3 см (размер спичечного коробка). При неотрегулированной полевой доске пахота ухудшится, плуг будет сильно зарываться в почву, что приведет к перегреву и остановке двигателя.
  3. Для того, чтобы настроить оборудование по ширине колеи, следует заметить, как расположен нос(лемех) плуга. Правая кромка лемеха и внутренний край правого колеса должны находиться на одной линии.  Земля при этом будет подрезаться ровно и работать будет легче.

Устройство плуга для мотоблока

После сборки и регулировки следует проверить  правильность проделанной работы, сделав контрольную вспашку. Между гребнями предыдущей и следующей борозды расстояние должно быть не более 10 см.  Также не должно быть навала почвы с одной борозды на другую. Для этого правое колесо мотоблока должно двигаться посередине отвала предыдущей борозды. Правильно отрегулированный мотоблок  работает без рывков, плуг не зарывается глубоко в землю лемехом.

1.3 Подготовительные мероприятия

Для опытных пахарей подготовительные мероприятия можно пропустить. Но для тех, кто пашет впервые, вдоль начального ряда участка следует протянуть ориентировочный шнур. При вспашке плуг обычно уводит вправо, и сделать ряд ровным сложно. В этом случае для ориентира поможет натянутый шнур. Второй и следующие ряды можно пахать без дополнительных приспособлений, так как колесо мотоблока будет двигаться по борозде.

Самодельные отвалы

Сейчас многие предпочитают жить в собственных домах, и соответственно прилегающая территория занимает большую площадь. Для работы на приусадебном участке приобретаются мотокультиваторы, мотоблоки и мини-трактора.

Зимой уборка снега превращается в соревнование кто кого победит. И хозяева, обладающие моторизированной техникой, предпочитают убирать снег с ее помощью. Навесное оборудование на мотоблок стоит не дешево, поэтому умельцы предпочитают изготавливать его самостоятельно.

Широко распространен мотоблок отечественного производства «Нева». У него есть штатные места для навешивания приспособлений и резиновые колеса, которые приспособлены для езды по рыхлому снегу. Большинство самодельных отвалов изготавливались под Неву.

В интернете можно найти множество описаний и чертежи лопаты для мотоблока своими руками. Но перед изготовлением следует ознакомиться с характеристиками отвалов. Состав изделия:

  • исполнительный (рабочий) орган;
  • механизм поворота;
  • кронштейн крепления.

Углы поворота:

  • вправо на 30°;
  • влево на 30°;
  • прямо.

Отвал из баллона

Одним из подручных материалов для изготовления отвала считается газовый баллон. Его высота чуть больше метра, а рекомендованная ширина лопаты 1000 мм. Работы по изготовлению протекают в следующей последовательности:

  • С баллона стравить избыточное давление, если таковое было.

  • Обрезать с обоих сторон крышки так, чтобы ширина получилась равной метру.
  • Разрезать получившуюся трубу вдоль на две половины
  • При помощи сварочного аппарата соединить эти две половины так, чтобы высота отвала получилась около 700 мм.
  • Кронштейн для крепления изготавливается следующим образом. Из толстого металла вырезать косынку. В ней просверлить несколько отверстий, чтобы поворачивать лопату в разные стороны. К косынке приварить кусок трубы.
  • Полученное устройство приварить к лопате на высоте расположения кронштейна на мотоблоке.
  • Установка производится посредством толстого пальца.

Ширина резинового полотна 100−150 мм. В отвале электродрелью просверлить отверстия для закрепления резины. Чтобы надежно закрепить полотно необходима металлическая полоса 900х100х3 мм. В полосе и в полотне просверлить отверстия предварительно разметив по отвалу. Закрепить при помощи болтов.

Самодельные минитрактора

Идеально подходят для обработки небольших площадей. Собрать их может практически каждый, кто разбирается в технике даже на минимальном уровне.

Как сделать минитрактор из мотоблока Нева

Сначала приобретаем сам мотоблок, на который уже заранее смонтирована зацепка, заводская или в виде самоделки. Тогда можно будет присоединить прицепы с кузовом, на которых легко транспортируется груз, вне зависимости от размеров. Есть и другие дополнительные детали, придающие комфорта при использовании:

  1. Педали тормоза и газа.
  2. Сиденье.
  3. Автомобильный руль.

Объем мотоблоков «Нева» обычно находится в пределах 6-8 литров. Потому мини-трактор с такой основой требует минимального количества доработок.

Если есть электросварка и болгарка вместе с дополнительными инструментами, самосвал можно создать собственными силами. Главное – придать специальную конструкцию креплению рамы, и сделать так, чтобы минитрактор из мотоблока мог наклонять прицеп, поворачивать его. Органы управления у данных устройств дублируют друг друга, потому мотоблок можно использовать отдельно, просто разобрав маленький трактор.

Самодельный минитрактор из мотоблока «Зубр»

Из необходимых деталей:

  • Рама.
  • Цилиндр с тормозом.
  • Подножные механизмы, педали.
  • Колонка руля, в комплекте с тягами.
  • Балка впереди, соединяется со ступицами и дисками для тормоза.
  • Крылья в задней части.
  • Задняя навеска с ручным подъемником.

Последний шаг – совместная сборка, при использовании молотка и дрели, гаечных ключей с аппаратом для сварки. Дополнительно впереди устанавливаются колеса. Двигатель крепится к раме во фронтовой части, поэтому во время работы минитрактор сохраняет баланс. На одной оси со шкивом на заднем мосту техники располагается вал отбора мощности. Ременная передача помогает передавать усилие от одной части к другой. Натяжение ремней и регулировка облегчатся, если крепление мотора будет плавающим.

Минитрактор на базе мотоблока МТЗ

Данный мотоблок имеет одно отличие от других стандартных моделей – оснащение двухцилиндровым дизельным двигателем. Это приводит к тому, что центр с тяжестью оказывается впереди, когда устройство активно работает. Из-за чего рабочий процесс заметно усложняется. Но можно устранить проблему, действуя следующим образом:

  1. Используем режим работы с косилками.
  2. Площадка впереди демонтируется в полном объеме.
  3. Ее заменяет колесо из передней части мотоцикла, для чего используем болты. В это же время ставится руль управления.
  4. В верхней части рамы располагается ниша, куда устанавливается рулевая тяга. Сюда надо закрепить и тягу регулировочную, тогда конструкция получит прибавку к прочности и твердости.
  5. Электросваркой соединяем площадку и крепление для места водителя.
  6. У двигателя должна находиться дополнительная площадка, куда ставится гидрораспределитель с аккумулятором.
  7. Заднюю часть соединяем с дополнительной рамой из металла, для системы гидравлики.
  8. Переднее мотоциклетное место идеально для расположения ручного тормоза.

Получим компактный мини-трактор с тремя колесами.

Минитрактор из мотоблока Агро

Как и всегда, заранее готовим несколько основных деталей – это рулевое управление и тормозная система, дополнительные колеса, гидравлическая система. Гидравлика нужна, чтобы система нормально работала в комплексе с навесным оборудованием. Дополнительные колеса легко взять у обычного автомобиля.

В случае с мотоблоком Агро понадобятся дополнительные действия по усилению ведущей полуоси вместе с колесными редукторами. Допустим вариант, когда двигатель у устройства располагается позади. Тогда нагрузка будет распределяться максимально равномерно.

Минитрактор с мотоблока Кентавр своими руками

Мотоблоки Кентавр относятся к разновидностям профессионального оборудования, предназначенного для выполнения сельскохозяйственных работ. Потому в итоге мини-трактор будет обладать высокой производительностью.

Ключевым узлом становится двигатель, с мощностью до 9 лошадиных сил. Надо использовать металлический профиль, чтобы изготовить раму для этой конструкции. Устанавливаем сиденье вместе с колесной парой. Допустимо дополнительное оснащение в виде прицепа, который помогает перевозить малогабаритные грузы. Другими полезными дополнениями можно назвать однолемеховые плуги и отвалы.

Окучники

Окучники позволяют нарезать борозды для посадки сельскохозяйственных культур, но их главным применением является именно окучивание картофеля для получения большего урожая.

Окучники бывают нескольких видов:

  • Оборотный. Это самый простой вид окучников, которые работают при помощи двух плугов.
  • Дисковый. Этот вариант более эффективный. Он работает при помощи двух вращающихся дисков. Которые вращаются и взрыхляют почву.
  • Активный. Этот особый вид окучника, Который работает при помощи пропеллеров. Если дисковые и оборотные окучники просто переворачивают верхний слой земли на картофель, то этот сначала измельчает ее, а лишь потом отбрасывает.

От производителя

Официальный производитель предлагает один вариант окучника – оборотный окучник универсальный ОУ-00.000-01.

Он имеет вид двух соединенных плугов. Возможна регулировка ширины междурядий путем переставления плугов на разное расстояние от 45 до 70 см. Плуг погружается в землю на глубину до 10 см. Средняя скорость передвижения Беларуса с оборотным окучником составляет 4 км/ч. Весит конструкция 20 кг.

Аналоги

Лучшим аналогом для любого заводского навесного оборудования для МТЗ является лидская продукция. В том числе и окучники.

Окучник ОК-2 представлен лидской компанией и имеет аналогичные параметры с универсальным окучником, кроме глубины погружения. Максимальное погружение этого агрегата составляет 12 см. Соответственно и скорость в этом случае падает до 3 км/ч.

Специальных дисковых окучников для мотоблока МТЗ, к сожалению, не предусмотрено.

Всегда можно выбрать универсальный вариант для мотоблока, который будет с успехом работать на нем. Главное подобрать сцепку.

Украинская компания «Агромоторсервис» предлагает большое количество универсального оборудования, в том числе и дисковых окучников. Размеры дисков могут варьироваться от 18 до 36 см. Уровень погружения у них максимально может составлять половину диаметра. Недостатком является то, что они предназначены для обработки только 1 ряда, в то время, как оборотные окучники производят работу с двумя рядами сразу.

Самодельный вариант

Изготавливать дисковый окучник проблематично, намного проще в своей конструкции оборотный. Для его изготовления достаточно иметь под рукой два плуга, которые при помощи болтов подсоединить не к Беларусу, а к раме. А саму раму уже соединить с МТЗ.

Раму следует изготовить из квадратной трубы в форме буквы «Т». Эта конструкция проста, но эффективна и известна еще с советских времен.

Видео обзоры

Обзор окучника универсального ОУ-00.000-01 для мотоблока МТЗ

Настройка дисков окучника на мотоблоке МТЗ

Пример окучивания мотоблоком Беларус МТЗ-09

Вот несколько отзывов от людей, которые уже использовали данный агрегат:

Геннадий:

«Выбирая между дисковым и оборотным окучником лучше все-таки взять дисковый. Он немного дороже, но зато работает более стабильно, и не подрезает клубни картофеля. Исходя из практики, ряды далеко не всегда равно посажены, и рано или поздно заденешь какой-то куст. Но если посадить через картофелесажалку я думаю проблем никаких возникнуть не должно»

Дмитрий:

«Если смотреть какой окучник лучше, то нет однозначного ответа, каждый по-своему хорош. Дисковый лучше использовать до того момента, пока не взошел картофель, или на ранних стадиях роста. Он делает из грунта мелкие комки, тем самым насыщая его кислородом. После этого происходит активный рост клубней, и обычно на следующей день уже виднеются ростки из-под земли. А с нынешним климатом: плюс 30 °С и без дождей, это то, что нужно. А оборотный уже можно использовать, когда картофель подрос и набрался сил, без опасения повредить его»

Особенности работы

Навесное оборудование дает возможность расширить сферы применения мотоблока «Салют». Можно эффективно выполнять абсолютно всю работу, свойственную для сельской местности. Несомненно, перед началом работы придется хорошенько разобраться с инструкцией, ведь эффективность оборудования – это, прежде всего, правильные настройки и регулировки.

Роторный плуг

С помощью ротационного плуга, имеющего в конструкции левый и правый разнонаправленные плуги, можно пахать в прямом и обратном направлении. Для наиболее результативной работы лучше выбрать модель с наличием настройки плуга, то есть возможностью регулировки глубины резки и угла наклона.

Установка плуга:

  • выжать педаль;
  • зафиксировать стойку;
  • после вся конструкция поворачивается на 90°.

Плуг Зыкова

Плуг Зыкова внешним видом значительно отличается от других моделей. На видео обзоре хорошо видно, что основными отличиями его является тщательно подобранные углы и совершенно иной профиль лемешно-отвальной поверхности, что дает возможность лучше раскрашивать почву и переворачивать пласт. Такая вспашка почти полностью избавляет от сорных трав.

Виде обзор вспашки обратным плуго Зыкова на мотоблоке Салют

Двухсторонний плуг

Двухсторонний плуг (окучник) применяется для окучивания сельскохозяйственных культур с уничтожением сорняков. Таким приспособлением обрабатывают почву, нарезают борозду для высаживания растений. Последующая засыпка производится включением заднего хода мотоблока. Агрегаты различают с переменной и постоянной шириной захвата.

Приспособление с не регулируемой шириной работает в комплекте с легким мотоблоком, 12-миллиметровые стойки надежно предохраняют его от перегрузок. Наибольшее распространение получили окучники с переменной шириной, которую можно настроить. Такие плуги отлично работают в комплекте с мотоблоками «Салют» 5ДК. Однако у них имеется один недостаток – осыпание почвы после прохода.

Голландский окучник

Менее известен голландский окучник, образующий узкие клиновидные борозды вследствие движения крыльев не только в стороны, но и вверх. В образованной грядке обеспечивается лучшее соприкосновение посадочного материала с почвой. Конструктивно прост, легок в изготовлении, дешевле по стоимости.

Дисковый окунчик

Дисковый окучник значительно продуктивнее, однако цена его в 3-4 раза больше обычного. Тем не менее, по отзывам, владельцы после работы дисковым окучником к прежним приспособлениям не возвращаются.

Мотоблок «Салют» с японским двигателем — наиболее удачный выбор аграрной техники в плане сочетания проверенного качества и разумной цены.

Как сделать?

Современные модели мотоблоков можно оснастить надежным плугом, изготовленным своими руками. Разновидности этого элемента: двухоборотный, оборотный, двухкорпусный, роторный или изделие Зыкова. Вариантов изготовления конструкции довольно много. Существуют даже варианты, в которых корпус выполнен из газового баллона. Самостоятельно изготовить качественный плуг для мототехники несложно, если соблюдать определенные правила.

Роторный

Изготовление конструкции можно разделить на несколько основных этапов.

Подготавливают хороший отвал по форме цилиндра. Делать это необходимо исключительно в соответствии с чертежом. Деталь выполняют из легированного металла

Важно следовать составленному чертежу при самостоятельном изготовлении конструкции.
Выставляют лемех. Вводят клинышки в железный лист (3 мм) под углом в 45 градусов.
Соединяют лемех с щитом сбоку

Обязательно следят за тем, чтобы лезвие лемеха располагалось чуть ниже самого щитка (1 см, не более).
Присоединяют отвал к лемеху.
К трубке из металла, которая выполняет функцию основания, приваривают с помощью сварочного аппарата рабочую половину с лемехом. С противоположной стороны – крепеж к мототехнике.
Когда плуг готов, в его нижней половине можно приварить ось с колесами.

Поворотный

Поворотный вид плуга по праву признан одним из самых функциональных и практичных. Такая конструкция является прекрасным помощником для вспахивания земли на участке, потому что может охватывать достаточно большую площадь. Хорош плуг и тем, что с ним не надо тратить время впустую после каждого подхода. Нужно будет только повернуть плуг и двигаться в обратном направлении. Производительность техники возрастет в разы. Основные действия совершают таким же образом, как и в случае с роторным механизмом, но в этом случае режущие элементы должны находиться ниже полоза (хотя бы на 2 см).

Дисковый

Есть возможность собрать собственноручно и дисковый плуг для техники. Подобная модель собирается из деталей:

  • дисков;
  • кулака;
  • оси;
  • кронштейна;
  • скребка;
  • ведущей балки;
  • ручки;
  • стяжки.

Диски для устройства можно взять от старенькой «сеялки», если она есть в арсенале. Устанавливают эти элементы под углом, чтобы повысить производительность работ. Окучник навешивают на технику сквозь сцепной кронштейн. Т-образный поводок от плуга привинчивают к нему при помощи болтиков и стопора. На внушительной скорости окучник, возможно, станет буксовать, поэтому работать придется исключительно на небольших оборотах либо со спаренными колесиками.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: