Укладка дорожного бордюра
Технология не отличается от укладки тротуарного бордюра. Разница заключается в масштабе работ.
- Подготавливается площадка под укладку бордюрного камня с последующим рытьем траншеи шириной в 40 см и глубиной большей, чем высота бортового камня, на треть.
- На утрамбованное дно траншеи засыпается щебень с песком с общей высотой слоя 15 см.
- Подготавливается раствор для сцепки изделий с основанием в пропорциях 2,5:1:2:2 (песок, цемент, мелкофракционный щебень, вода).
- На основание накладывается раствор.
- Устанавливается бордюрный элемент. С помощью резинового молотка изделие простукивается до погружения в раствор на треть своей высоты.
- Стыки скрепляются между собой раствором с обеих сторон, затем заполняются остальные зазоры траншеи.
Видео про распил дорожного бордюра под углом
Дорожные блоки распиливаются под углом для более плотного прилегания отдельных элементов друг к другу. Распил бордюра дорожного производится болгаркой по бетону. Эта процедура производится в том случае, когда необходимо регулировать длину ограждения.
Скошенные края зашлифовываются, чтобы поверхности быстрее и лучше схватились друг с другом при монтаже.
Обзор видов
Современные бордюрные конструкции бывают сделаны из кирпича, пластика, дерева, бетона и металла. Но любой вариант должен быть:
- долговечным;
- устойчивым к изменению температурного режима;
- влагостойким;
- практичным при эксплуатации и в уходе;
- эстетически приятным.
Все поребрики создаются на натуральной основе и имеют привлекательный вид, выполняя роль декора любого типа дорожного полотна. Качество материала дает возможность проводить установку бортиков практически на любом объекте (вдоль шоссе, тротуаров, на цоколь дома).
Выпускается несколько видов бортового камня:
- дорожный;
- садовый;
- магистральный;
- тротуарный.
Ограждения классифицируют по типу используемого сырья.
Вибропрессованные (бордюрные)
Обладая высокой прочностью, данные ограждения служат долгий срок при значительной смене температурного режима. Влагостойкость материала допускает укладывание бортиков на всех климатических территориях.
Железобетонные
ЖБК изготавливаются из армированного бетона мелкой фракции, которому характерна долговечность и устойчивость к механическим повреждениям.
Гранитные
Максимально прочные, но и самые дорогостоящие поребрики. Устойчивые к сильным температурным перепадам и истиранию.
Бетонные
Широко применяются в процессе прокладки автодорог для отделения проезжей и пешеходной частей. Изготавливаются согласно ГОСТ методом прессования либо литьем.
Вибролитые
Произведенные методом литья, поребрики получаются с нарушенной геометрией. Это связано с тем, что при производстве используется жидкий бетонный раствор. Воздух остается в растворе, поэтому структура элементов получается пористая и недостаточно прочная.
Сложность состоит и в монтаже при запланированных поворотах. При создании полукруглых форм арматура режется не без ущерба для вида изделия в целом.
Пластиковые
Маловесный пластик легко поддается обработке, поэтому из него запросто получится соорудить радиусный бордюр и создать ограждение практически любой формы — от прямой до закругленной. Пластиковый бордюр считается ремонтопригодным материалом, поскольку отдельные секции просто заменить при повреждении, что представляет большие сложности в работе с каменными бортиками.
Поребрик из пластика может быть цветной, что позволит экономично и быстро украсить ландшафт. Особенно хорошо смотрится пластиковое ограждения на детских или спортивных площадках и дачных участках.
Также классификация бордюрных камней осуществляется независимо от типа:
- БКУ — изделия, предназначенные для установки вдоль велодорожек и пешеходных зон;
- БКР — предназначены для размещения на дорогах и тротуарах там, где есть поворот;
- БКК — используется, чтобы декоративно выделить определенную территорию, отличается конусообразной поверхностью сверху.
Технология укладки
Укладывать гранитную брусчатку можно на разный тип основания. Помимо песка и песочно-цементной основы, ее можно класть на бетонное основание. Технология укладки схожа с методикой кладки гранитной тротуарной плитки. Процесс состоит из ряда последовательных шагов с обязательной подготовкой основания. Основание под мощение готовят определенным образом.
- Выполняют правильно разметку границ участка с учетом высоты бордюрного камня, используя колья и шнуры.
- Выполняют выемку грунта. Глубина укладки основания из песка и щебня составляет 15–40 см, из бетона – 40 см. Дерн и плодородную землю откладывают отдельно.
- В ходе выемки грунта делают небольшой уклон для водостока. Величина наклона в сторону стока составляет 5%.
- По боковым сторонам выкапывают землю для сооружения бордюров.
- В целях профилактики появления растительности дно траншеи обрабатывают гербицидом. Он предотвратит прорастание растений, которые разрушают брусчатку.
- Выполняют уплотнение дна. При небольшом объеме работ это делают ручным способом. При большом – трамбовочной машиной.
Дальнейший ход работ зависит от типа и структуры основания.
На песок
Структура такой укладки состоит из брусчатки, песка и уплотненного грунта.
- Уплотненный грунт накрывают геополотном, засыпают слоем песка 15 см (дается запас на усадку).
- Песочный слой выравнивают, проливают водой, трамбуют виброплитой.
- На высоте верхнего края бордюра протягивают шнур.
- В желоба бордюра кладут щебень, сверху заливают цементным раствором слоем 1,5 см.
- Устанавливают бордюр, выравнивают его и бетонируют.
- Выполняют укладку брусчатки, согласно схеме мощения. Где надо, подравнивают резиновым молотком. Зазоры контролируют пластиковыми вставками.
- В щели между фрагментами набивают чистый речной песок.
- Поверхность уплотняют виброплитой, затем ее увлажняют.
- Спустя 2 суток выполняют финальную трамбовку брусчатки.
На щебень
Необходимо большое количество слоев: брусчатки, ЦПС, песка, щебня, уплотненного грунта. Последовательность работ включает ряд действий.
- Утрамбованную землю накрывают геосеткой.
- Сверху засыпают слоем щебня толщиной 10–20 см.
- Выполняют выравнивание и трамбовку щебня.
- Устанавливают боковые бордюры.
- Для разграничения слоев кладут геотекстиль.
- Сверху щебня сыплют слой песка толщиной 10–15 см. Его увлажняют и трамбуют.
- Далее укладывают слой сухой ЦПС (толщиной 5–10 см).
- Приступают к укладке брусчатки.
- Покрытие поливают водой из шланга. Полив должен быть умеренным.
- Для заполнения швов в качестве затирки используют ЦПС. Ее рассыпают на поверхности. Остатки удаляют щеткой.
- Выполняют увлажнение поверхности.
На бетон
Для мощения зон с максимальной нагрузкой понадобятся брусчатка, ЦПС, арматурная сеть, бетон, песок, гравий, уплотненная почва.
- Подготовленное основание накрывают геосеткой, засыпают щебнем толщиной 15 см.
- Слой щебня ровняют, затем трамбуют.
- Сооружают опалубку с кольями, используя доски толщиной 4 см.
- Если территория мощения большая, выполняют установку температурных швов.
- Замешивают раствор и выкладывают бетон. Толщина слоя составляет 5–15 см (при армировании 3 см).
- Наполняют температурные швы, обрабатывают затиркой.
- Устанавливают бордюрные камни.
- На бетонную стяжку сыплют ЦПС слоем 3 см.
- Выполняют укладку брусчатки.
- Поверхность увлажняют, заполняют швы между плитками посредством ЦПС (как при работе со щебнем).
- Покрытие трамбуют виброплитой.
6 Требования безопасности и охраны окружающей среды
6.1 Бортовые камни должны обеспечивать безопасность их использования на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством государств — участников Соглашения.
6.2 Бортовые камни, применяемые для разграничения зон движения пешеходов и автомобильного транспорта, не должны иметь острых углов и режущих кромок на лицевой поверхности. Поверхность верхней грани таких бортовых камней должна быть шероховатой. Рекомендуется устройство искусственных неровностей на верхней грани в виде рифов квадратной формы с шагом 15 мм и глубиной (высотой) профиля 7 мм, а также фаски на сопряжении фронтальной и верхней граней.
6.3 Радиационная безопасность бортовых камней характеризуется показателем суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов, который определяют по ГОСТ 30108.
6.3.1 Значения показателя суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов для бортовых камней, применяемых на автомобильных дорогах в пределах территорий населенных пунктов и зон перспективной застройки, не должны превышать 740 Бк/кг, что соответствует I или II классу радиационной безопасности по ГОСТ 30108. Значения показателя суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов для бортовых камней, применяемых на автомобильных дорогах вне населенных пунктов, не должны превышать 1,5 кБк/кг (1500 Бк/кг), что соответствует III классу по ГОСТ 30108.
6.3.2 При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государств — участников Соглашения, предельно допустимое значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов применительно к бортовым камням может быть изменено в пределах норм, указанных в 6.3.1.
Дорожные камни
Дорожный бордюрный камень используется в процессе строительства дорог вблизи населенных пунктов. Его основная цель — обозначение грани между пешеходной зоной и автомагистралью.
Кроме того, усиленные бордюры обеспечивают длительную сохранность дорожного полотна, предотвращая его сползание под воздействием тяжеловесного транспорта.
Бордюрный дорожный камень устанавливается и на магистралях, расположенных вдали от населенных пунктов. На таких участках используются самые прочные изделия, изготовленные из бетона высокого качества. Они отличаются увеличенным сроком эксплуатации и большой длиной.
Характеристики садового бордюра
В отличие от дорожных, садовый бордюр имеет меньшие габариты и вес, благодаря чему чрезмерные усилия при обустройстве дорожек прикладывать не придется. Выбор бортового камня основывается на следующих факторах:
Характеристики дорожки
Во внимание берется не только ее размер и форма, но и материал отмостки, а также его цветовая гамма.
Вид грунта (плотность, влажность), в который будет устанавливаться бордюр.
Предполагаемый срок эксплуатации.
Видео описание
Об установке бордюра в следующем видео:
Бордюрные изделия в обязательном порядке подлежат маркированию, в котором указываются габариты и вид изделия, а также могут содержаться дополнительные параметры (например, радиус кривизны для криволинейного бордюрного камня)
Покупая бордюрный камень, цена которого зависит в основном от показателей прочности, обращают внимание на характеристики, заявляемые производителем. В число последних входят:
- Габариты. В продаже представлены материалы для сада длиной 0,5, 1 и 3 метра. Высота находится в пределах 20-60 см, ширина — 6-15 см. Бордюрные камни, превышающие в длину пять метров, подлежат армированию.
- Популярный размер. Наибольшим спросом пользуется стандартный садовый бордюр с размерами 1000х200х80 (длинна — высота — ширина в мм). Он несложен в установке и оптимально подходит для отделки цветочных клумб и краев дорожек.
- Материал. По способу производства, предлагается вибролитые и вибропрессованные изделия.
Бордюр под цвет полотна дорожкиИсточник besplatka.ua
- Отклонение размеров. Для вибропрессованного бордюра длина, ширина и высота не должны отличаться более чем на 2 мм (для изделий до 1 м).
- Вес. Зависит от размера и толщины; вибролитые бордюрные камни тяжелее.
- Удельный вес. 2000-2100 кг/м3.
- Морозоустойчивость. Бортовые камни, полученные способом вибропрессовки, рассчитаны минимум на 200 циклов заморозки/оттаивания. В Московском регионе происходит в среднем 5-7 циклов за зиму, что означает не менее 30-40 лет службы.
- Прочность на сжатие. Достигает 350 кгс/см2 (марка бетона М350).
- Водопоглощение. Чем меньше это значение, тем лучше. Для вибропрессованных изделий показатель составляет 3-4%.
- Цвет. Для окрашивания используются серые, желтые, красные и коричневые пигменты, что позволяет максимально красиво вписать изделия в ландшафт.
Оценку качества можно также проводить по таким параметрам, как прочность на излом, износостойкость и отсутствие радиационного излучения
Важно оценить и внешний вид — качественные камни имеют ровную, без сколов, равномерно окрашенную поверхность
Бордюр со скошенным профилем для въезда машинИсточник teplosila.su
Цены на садовый бордюр
Лучшее соотношение цена/качество можно получить, обратившись в профильную компанию, занимающуюся изготовлением и реализацией садовых бордюров. Профильные организации предлагают продукцию различных размеров и цветов, произведенную из высококачественного сырья с соблюдением технологических норм.
Вы сможете не только приобрести материал, чье качество подтверждено сертификатом, но также получить грамотную консультацию технического специалиста. Многие компании также организовывают доставку покупки на участок строительства. Если вы собираетесь мостить дорожки тротуарной плиткой, декоративным камнем или брусчаткой, вам не обойтись без бордюра садового. Цена в Москве и регионе на вибропрессованный материал будет находиться в следующих пределах (за 1 шт.):
- Садовый: 500х200х60 (мм), вес: 13 кг. Цена: 70-90 руб. (серый), 95-120 руб. (красный, коричневый).
- Тротуарный: 1000x200x80, вес 35 кг. Цена: 145-160 руб. (серый), 190-210 руб. (цветной).
Бордюр для бетонной дорожкиИсточник yandex.ru
Вибролитые бордюры:
- Садовый: 500х200х30, вес: 8 кг. Цена: 65-75 руб. (серый), 80-95 руб. (красный, коричневый).
- Садовый: 500x210x40, вес 10 кг. Цена: 70-80 руб. (серый), 90-120 руб. (цветной).
- Тротуарный: 500x200x65, вес 13 кг. Цена: 80-90 руб. (серый), 110-130 руб. (цветной).
- Тротуарный: 1000x210x80, вес 30 кг. Цена: 160-170 руб. (серый).
Заключение
Стоимость покупки зависит от способа производства, формы и длины изделия, а также объема поставки. Практика показывает, что в долгосрочной перспективе эксплуатационные характеристики вибропрессованного бордюра превосходят параметры литого аналога. Благодаря более совершенной технологии, такой бортовой камень более практичен, поскольку лучше сопротивляется механическим, погодным и химическим воздействиям; он поможет оформить ландшафт и прослужит долгое время.
Укладка бордюра
Дорожки и окружающее пространство приобретают четкость линий при использовании бордюрного камня, установка которого должна производиться с учетом особенностей почвы на участке. Такой подход позволяет сохранить привлекательный внешний вид бордюра, предотвращает смещение камней и продлевает срок их эксплуатации. Технологически наиболее сложной является укладка на влажный грунт и грунт, склонный к пучению; работы проводятся в следующем порядке:
-
Линия установки размечается при помощи колышков, между которыми натягивается бечевка.
-
Роется траншея. Дно необходимо выровнять и утрамбовать.
-
Параметры траншеи. Ширина рассчитывается по ширине камня с добавлением 10-15 см с каждой стороны. Глубина складывается из следующих значений: подушка из щебня (20-30 см), смесь песка и цемента (5-15 см), 2/3 высоты бордюра.
Бордюр с ливневым водоотводомИсточник novzabor.ru
- Укладывается фундамент — слои, удерживающие конструкцию. На дне размещается подсыпка песка и щебня средней фракции (до 4 см). Поверх выкладывается жидкая песко-цементная смесь в соотношении 3:1.
- На жидкий бетон укладываются блоки (на 2/3 высоты в глубину). После затвердения бетонной смеси свободное пространство заполняется щебнем и песком, сверху укладывается земля.
- Между бордюрными камнями оставляют компенсационные швы; это поможет предотвратить трещины при усадке конструкции.
-
Углы и выступы готового бордюра шлифуются.
Если грунт на участке устойчив и не склонен к пучению, можно использовать альтернативный способ установки. Садовый бордюр по упрощенной технологии ставится там, где не требуется особенная надежность — вокруг клумбы, цветника, вдоль садовой дорожки. В таком случае ГОСТ предусматривает следующий порядок действия:
- Проводится разметка, позволяющая уложить блоки красиво и правильно.
- Выкапывается траншея, на дно укладывается подушка из щебня толщиной минимум 15 см, слой утрамбовывается.
Выравнивание блока по бечевкеИсточник blokstroy-spb.ru
- Устанавливаются блоки с проверкой высоты по натянутой нити. При необходимости блоки выравниваются в горизонтальной и вертикальной плоскости; правильность определяется при помощи строительного уровня.
- Оставшееся свободное место в траншее заполняется щебнем, сверху укладывается грунт.
Советы по покраске
После установки бордюр обычно красят. К данному процессу следует подходить внимательно, ответственно и аккуратно, так как от ваших действий будет зависеть итоговый внешний вид ограждения. В первую очередь, стоит подготовить необходимые для работы материалы и инструменты, в частности – краску, шпатлевку, грунтовочный состав, колеры и т. д. При этом заранее нужно тщательно рассчитать расход материалов. Так, например, при выборе краски следует учитывать тот факт, то наноситься на бордюр она будет в несколько слоев.
К выбору краски следует подходить очень серьезно. Во-первых, ее нужно приобретать в специализированных строительных магазинах. При этом отдавать свое предпочтение следует такой краске, которая специально предназначена для наружных работ. Это связано с тем, что она обладает такими важнейшими характеристиками, как эластичность и прочность. Соответственно, она будет долгое время сохранять свой первоначальный цвет и не тускнеть под воздействие солнечного света, ультрафиолетового излучения, осадков и т. д.
Кроме того, краску следует подбирать с учетом того, из какого материала изготовлены сами бордюрные камни – данные материалы должны хорошо сочетаться между собой
Еще один важный фактор, на который стоит обратить свое внимание – это состав краски. Для ознакомления с ним вы можете прочитать этикетку либо попросить помощи продавца-консультанта специализированного магазина, в котором приобретаете строительный материал
Так, в состав краски должны в обязательном порядке входить химические компоненты, которые предотвращают развитие плесени и грибка.
Помимо выбора материалов, важно также правильно подготовить основание бордюрных камней. Так, в первую очередь, строительные элементы нужно очистить от пыли, грязи, застаревшей краски и т
д. Если на поверхности присутствуют какие бы то ни было дефекты, то от них нужно избавиться – например, трещины необходимо зашпаклевать. После того как подготовительные действия выполнены, нужно покрыть бордюрный камень грунтовым слоем.
Так же, как и краску, грунтовый слой нужно выбирать исходя из того, что он должен быть предназначен исключительно для наружных работ. Рекомендуется наносить данный материал посредством валика. Также в обязательном порядке нужно выждать сутки для того, чтобы грунтовка предварительно хорошо просохла. Только после этого можно приступать к непосредственной покраске конструкции.
Что касается выбора непосредственного цвета краски, то в этом случае рекомендуется ориентироваться исключительно на свои предпочтения. Так, вы можете покрасить бордюр как одним, так и несколькими цветами сразу. В любом случае следует помнить о том, что краску нужно наносить в несколько слоев. Следующий слой стоит наносить только тогда, когда полностью просох предыдущий. Саму процедуру покраски нужно осуществлять аккуратно, нанося краску тонким слоем, чтобы избежать нежелательных подтеков и других дефектов. Осуществлять покраску следует валиком, чтобы избежать полос от кисти.
В следующем видео вас ждет укладка бордюрного камня.
Обзор видов
На сегодняшний день существует несколько видов камней, которые используются для устройства бордюров. Каждый из этих видов имеет свои индивидуальные характеристики и свойства.
Дорожные
Данная разновидность считается самой популярной, широко распространенной и востребованной. Именно с помощью таких бордюрных камней обустраивают дорожные полотна.
Магистральные
По названию этой разновидности бордюрных камней можно догадаться о том, что они очень часто применяются в процессе прокладки автомобильных дорог.
Въездные
Важнейшей отличительной характеристикой въездных бордюрных камней является тот факт, то они обладают скошенной внешней частью. Их обычно ставят там, где на тротуар заезжает транспорт.
Что нужно подготовить до начала выполнения работ?
Для того, чтобы укладка бордюра своими руками была выполнена качественно, вам необходимо иметь следующий инструмент:
- совковая и штыковая лопата — для земляных работ, укладки щебеночного основания и замешивания цементной смеси;
- мастерок каменщика — для разравнивания цементной смеси и заделки швов;
- бадья для замешивания раствора или бетономешалка;
- шнур для разметки, длина которого зависит от длины обрамляемой дорожки;
- строительный уровень длиной 1,5-2,0 м;
- резиновый молоток — для того, чтобы уложить бордюрный камень;
- металлический молоток 500 г и кувалда 3,0-5,0 кг;
- угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом по камню.
Назначение и виды бордюрных камей
Бордюр отделяет дороги и дорожки от газонов и площадей
Они выполняют сразу несколько функций:
- служат для визуального оформления дорожек;
- перераспределяют нагрузку;
- защищают дорожки от вымывания и разрушения.
Если вы хотите, чтобы дорожки служили долго, по краю нужно установить бордюр. Он удерживает все материалы, не давая разрушаться или менять форму.
Разные цвета, размеры и сечения
Бордюры или бордюрные камни есть различных размеров, делают их из разных материалов, применяют разные технологии. Самый распространенный вид — бетонные бордюры, но есть еще пластиковые, вибропресованные.
Особенности применения разных видов изделий
Он используется на протяжении столетий в различных областях:
- в дорожном строительстве для отделения зоны движения пешеходов от проезжей части. Это позволяет создать безопасные условия для передвижения, а также фиксирует полотно дороги;
- при благоустройстве зон отдыха, ландшафтном дизайне, а также для оформления садовых участков. Он отделяет зеленые насаждения, предохраняя грунт от размывания водой.
Изделие производится из качественной бетонной смеси методом полусухого вибрационного прессования, что позволяет обеспечить повышенные эксплуатационные характеристики. Нормативный документ допускает изготовление из гранитного камня, а также железобетона.
Бордюры, изготовленные методом полусухого вибропрессования обладают высокими качественными характеристиками
Бортовой камень ГОСТ классифицирует по видам, которые отличаются областью применения:
- дорожный. Он востребован при строительстве автодорог в населенных пунктах, при создании границы между проезжей частью и пешеходным участком. Камень обеспечивает целостность полотна дороги, затрудняя его смещение под воздействием нагрузок, а также усиливает тротуарное покрытие;
- магистральный. Используется в области дорожного строительства при сооружении автомобильных магистралей, расположенных за пределами населенных пунктов. Согласно стандарту изготавливается из бетона повышенных марок, что повышает его прочность и ресурс эксплуатации. Отличается увеличенной длиной;
- тротуарный. Незаменим при осуществлении мероприятий по благоустройству парковых зон, городских скверов, дорожек, площадей, тротуаров. Обеспечивает защиту газонов, цветников, клумб от размывания в результате интенсивных осадков. Характеризуется разнообразием форм и цветовых решений;
- садовый. По форме сечения напоминает тротуарный камень, однако имеет увеличенную, по сравнению с тротуарным, длину и уменьшенную ширину. Применяется при создании зон отдыха, благоустройстве парков, оформлении скверов, а также декоративной отделке газонов на дачных участках;
- газонный. Является достаточно популярной разновидностью бордюрных камней. Используется в качестве декоративного элемента при оформлении дорожек и клумб, расположенных на дачных участках, а также при разбивке садовых зон. Отличается уменьшенным размером по высоте, небольшим весом.
Основные виды вибропрессованого бордюра – магистральный бордюр, дорожный бордюр и садовый бордюрный камень
Тротуарный бордюр
Разновидности тротуарного типа активно используются в процессе благоустройства городских скверов, парков, цветников, площадей и прочих общественных мест. Они отделяют пешеходную часть дороги от газона, предотвращают размывание клумб и цветников в результате стекания большого количества осадков с асфальтированной поверхности.
Тротуарный бордюрный камень бывает садовой разновидности. Он отличается увеличенной длиной и уменьшенной шириной. Такие изделия характеризуются большим разнообразием форм и обширной цветовой гаммой, что позволяет их использовать в ландшафтном дизайне.
Тротуарные бордюры используются как в пределах города, так и на территории загородных участков. Их небольшой вес позволяет применять данную продукцию для разграничения садовых зон, при оформлении клумб и цветников, в процессе мощения тропинок из щебня и брусчатки.
Применение бордюрной плитки в декоративных целях
Бордюрная плитка имеет как классическое применение, так и нестандартное. Ее используют при мощении тротуаров и дорог. Она востребована владельцами загородных домовладений. С помощью изделия легко преобразить местность и сделать ее более яркой и привлекательной. Применяют бордюры для пешеходных зон, парковок и игровых площадок. Подобное изделие часто используют для укладки бассейнов и близлежащих территорий.
Разнообразие оттенков (красный, оранжевый, серый, розовый, зелено-оливковый и коричневый) позволяет украсить местность и при этом сохранить ее натуральную красоту. Оформление дорожки в саду или возле клумбы способствует комфорту перемещения и облагораживает участок. Опытный мастер может соорудить объемный рисунок. Работа трудоемкая, тяжелая и стоит дополнительных затрат.
Сегодня тротуарную плитку применяют в качестве декора ванной комнаты. Для этих работ материал изготовляют под заказ. Используя специальное оборудование, можно сделать плитку разной формы. Сделанная по индивидуальному запросу, она выглядит необычно и отлично дополняет дизайн интерьера.