Бордюры и поребрики: виды и размеры бордюрных камней, технология изготовления и установки + как сделать бордюр своими руками

СНиП по высоте бордюров…

с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…”

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь-ных проездов от тротуаров и газо-нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до-рожек и тротуа-ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель, справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело-сипедных доро-жек и тротуаров с интенсивным движением детс-ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое-зжих частей улиц и дорог на пере-сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Отличие бордюра от поребрика

Как вы понимаете, бордюр и поребрик — элементы, отгораживающие тротуар от проезжей части или разграничивающие разные зоны пешеходных дорожек (для пешеходов и велосипедов, например). Так чем отличается поребрик от бордюра?

Чем отличается бордюр от поребрика — способом установки. А именно тем, на какой высоте находится его верхушка

Если вы подумали, что размерами или формой, то вы ошиблись. Их делают из одинаковых элементов, которые производители называют бортовым или бордюрным камнем. Разница лишь в том, как их устанавливают. Если поверхность бортового камня находится на одном уровне с покрытием, то это бордюр. Если часть высоты выступает над уровнем покрытия и образует некоторую преграду — это поребрик. То есть, зависит от того, насколько глубоко вы закопаете бордюрный блок.

Поребрик и бордюр из бетона — виды, различия, преимущества

Внешне бордюр и поребрик выглядят одинаково, однако между ними существует различие:

  • бордюр — при установке не образует ступеней, его используют для объединения двух горизонтальных поверхностей, которые лежат на одном уровне. Его можно встретить на границе тротуара и проезжей части;
  • поребрик — устанавливают с образованием выступа, или ступеньки, он соединяет две поверхности, лежащие на разных уровнях вертикали или с разным покрытием. Его укладывают: на границе тротуаров и проезжей части, газона, цветочных клумб.

Еще одно различие этих изделий в том, что бордюр не позволяет автомобилям заезжать на пешеходную зону, а поребрик более предназначен для ландшафтного дизайна и защиты тротуарной плитки от расползания в стороны.

Виды

Различают несколько видов бетонных бордюров в зависимости от их применения:

  • дорожный — его укладывают по краям городских дорог, выделяя дорожное полотно и защищая пешеходов от наездов;
  • магистральный — применяют для окаймления дорожной полосы на автомобильных дорогах;
  • садовый или тротуарный — небольшой поребрик который используют для мощения тропинок и дорожек в саду.

Внешне, все виды бордюров одинаковы — серый прямоугольник, бывает со скошенным углом.

Кроме того, ограждения из бордюрных блоков, классифицируют по виду сырья из которого они изготовлены:

  • вибропрессованные — обладают высокой износостойкостью, имеют длительный срок использования при высоких перепадах температур;
  • железобетонные — изготавливают из мелкозернистого армированного бетона, отличаются надежностью и устойчивостью к механическим повреждениям.

Преимущества поребриков

В отличие от самостоятельной заливки ограждающих монолитных конструкций из железобетонной смеси по месту, монтаж садового бордюра обладает рядом преимуществ:

  • быстрота — стелить плитку можно будет на 3 – 4 день после установки бордюра, и не ждать полного высыхания бетона — 14 дней и больше;
  • устойчивость к погодным условиям и морозостойкость;
  • высокая эффективность — благодаря отсутствию опалубочных работ, раствора бетона расходуется намного меньше;
  • высокое качество изделий — при самостоятельном изготовлении раствора, сложно обеспечить требуемую марку бетона и есть угроза, в появлении со временем трещин в конструкции;
  • нетребовательность к обслуживанию и уходу;
  • аккуратный внешний вид и ровные формы;
  • технологичность — на не ровных участках сложно установить опалубку правильно, устанавливая поребрики можно полностью повторить неровности ландшафта;
  • легкость в установке и доступная стоимость;
  • бордюрами можно огородить любые очертания дорожки, цветочной клумбы, зоны отдыха.

Также возможно оформление круглых участков стандартными блоками.

Для придомового участка как правило используются садовые бордюры формата 100 х 20 х 8 см либо 50 х 20 х 8 см.

Инструкция по установке

Речь пойдет об установке газонных или садовых, которые нужны, чтобы отделить садовую дорожку

Неважно чем вы планируете замостить дорожку — брусчаткой, камнем или другим покрытием, чтобы она не расплывалась, нужны ограничители. Чаще всего делают невысокий поребрик

То есть, верхушка ограждения дорожки на несколько сантиметров выше поверхности дорожки и самого грунта с другой стороны. В этом случае при поливе или дожде грунт не будет намываться на дорожку.

Это рекомендованные схемы установки бордюра с тротуарной плиткой

Порядок работ

Итак, вот какой порядок установки бордюра:

  • Рисуете дорожку на земле. Для этого используйте плотный полиэтиленовый мешок, в который насыпан песок. Один уголок срезан, получается тонкая струйка песка, которой удобно наносить разметку. Если надо что-то поправить, тоже не проблема. Затерли, нарисовали по новой.
  • Копаем траншею. Ширина — сантиметров 30-40, глубина — около 20-30 см. А вообще, глубина канавки под установку бордюра зависит от высоты поребрика. Вернее, той части, которую вы собрались закопать. Под ним должна быть щебеночная подсыпка и слой бетона.
  • Выравниваем дно траншеи, уплотняем грунт. Как выровнять, наверное, примерно представляете. А чем трамбовать? Умеете варить и имеете сварочный аппарат, возьмите кусок толстого металла, приварите к середине кусок прута или трубы, сверху — перекладину-держак. Получите нормальную трамбовку. Она и при выравнивании поверхности под дорожку потребуется. Нет сварочного аппарата? Сделайте то же самое из дерева. Тоже неплохо, хоть и масса меньше.
    Как установить бордюр/поребрик для дорожки своими руками
  • Далее на выровненное и уплотненное дно насыпаем щебень. Слой — около 10-15 см. Его тоже ровняем и трамбуем пока на нем не будет виден след от вашей ноги.
  • Берем колышки и веревки. Набиваем колышки и протягиваем веревку. Высота веревки — верхушка поребрика. Горизонтальность нити проверяем строительным уровнем. Она будет служить ориентиром при выставлении бордюра по высоте.
  • Замешиваем песко-цементный раствор марки М300 или выше. Выкладываем его под ниткой продолговатой горкой. На подготовленную подушку устанавливаем бордюр, выравниваем его по натянутой нитке. Нижний край должен быть утоплен в бетон не менее чем на 5 см. Если такой слой не получается, добавляем бетон по бокам с обеих сторон.

Собственно все. Дальше продолжаем в том же духе: выложили цемент, установили/выровняли кусок бордюра. Стыки двух фрагментов бордюра промазываем слоем цемента. Его остатки убираем сразу после установки и выравнивания. Если засохнет — будут некрасивые следы, от которых избавиться совсем непросто. Если установка одного бордюра занимает немного времени, можно выкладывать раствор сразу на несколько «бордюрин». Так будет быстрее.

Особенности и тонкости

Больше всего вопросов обычно бывает насчет щебня. Его не все укладывают. Без щебня можно обойтись, если грунт песчаный. Тогда просто выровняйте дно траншеи и можно работать дальше. Но если грунт глина или суглинок, чернозем, то без гравийной подсыпки весной бордюры просто повыдавливает в разные стороны. Так что тут гравий дает повышение долговечности. Можно использовать не щебень, а гравий или строительный мусор? Это лучше, чем ничего, но не самый лучший вариант. Особенно, бой кирпича. Он со временем разрушится и превратится в крошку, бордюры просядут. Так что, лучше не надо, а там — смотрите сами.

Размеры бордюров (высоту) подбираем с учетом того, что часть надо закопать

Еще один момент. Глина, чернозем и суглинки потрясающе быстро «съедают» гравий. Он утопает в них. Если хотите «долгоиграющую» дорожку, на дно траншеи уложите геотекстиль. Его края должны заходить за траншею. Их просто расправляете по краям. Когда установили бордюр на цемент, края геотекстиля завернули, а бетон укрыли пленкой. Через неделю можно пленку снимать и засыпать траншею землей. Края геотекстиля при этом можно не разворачивать. Тогда щебень не будет размываться.

Пару слов о том, сколько раствора замешивать. Зависит от того, как быстро вы будете работать. Если опыт подобных работ у вас небольшой, лучше первый раз сделать совсем маленький замес — на два-три камня. Дело в том, что если бетон начнет схватываться, его придется выбросить. Он не восстановится, если добавить воду. Нет, нужную консистенцию вы может и получите. Но вот бетон сам будет от слова «никуда». Он может вообще не набрать прочности или быть очень крохким. В некоторых случаях настолько, что расковырять можно просто пальцем.

СНиП 35-01-2001 и ГОСТ 6665-91

Интересно, что документ (строительные нормы и правила), который должен помочь велосипедистам преодолевать бордюрный камень и легко въезжать на тротуары, предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. Тут интересы велосипедистов совпадают с интересами инвалидов-колясочников. А так как Россия подписалась под Декларацией о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1975 году, то и в законодательстве существуют статьи, которые нам, велосипедистам, полезны.

Цитата из действующего СНиП 35-01-2001:

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м . Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

Этот «снип» (строительные нормы и правила) входит в международный Классификатор ISO 91.040.01, обеспечивающий инвалидам возможность вести активный образ жизни.

Садовые бордюры

Они предназначены для оформления садового участка. Клумбы и грядки, искусственные пруды и альпийские горки невозможно представить без бордюрных ограждений.

В чем преимущество садовых бордюров?

Помимо декоративной функции бортовые камни:

  1. Снижают рост сорной травы на окультуренной территории.
  2. Сдерживают почву, не давая расползаться при поливе.
  3. Способствуют более рациональному уходу за культурными растениями.

Садовые бордюры придают эстетичность и ухоженный вид грядкам и клумбам. Они могут быть выполнены из дерева, пластика, камня, бетона и подручных материалов.

пластиковый садовый бордюр

Как правильно установить?

Вне зависимости от того, какой бордюр используется, принцип установки одинаковый. Первым делом необходимо подготовить площадку для дальнейшей работы. После этого выкапывается траншея нужной длины, ее глубина должна превышать размеры бортового камня на треть. Затем специалисты утрамбовывают дно, используя щебень и песок.

Установка бордюрного элемента происходит при помощи резинового молотка, которым нужно простучать конструкцию, чтобы она погрузилась на нужную глубину. После этого скрепляются стыки, а зазоры траншеи заполняются раствором. Уложить бордюр можно по-разному, все зависит от того, какой именно вы используете. Если речь идет о плиточном виде, его можно класть как домино или с небольшим наклоном, чтобы создать красивое ограничение. Над установкой бордюра возле проезжей части необходимо потрудиться дольше, убедившись, что конструкция хорошо держится и сможет устоять при ударах автомобиля.

Виды дорожных бордюров

Дорожные бордюры подразделяются по способу изготовления и использования. В зависимости от способа производства бордюрного элемента различают:

колотый;
пиленый;
обожженный;
полированный.

Бортовой камень выпускается в следующих видах:

  1. Дорожный. Является самым востребованным, поскольку с его помощью оформляются все дорожные полотна.
    Магистральный. Применяется при прокладке автомобильных дорог.
    Тротуарный. Используется для обустройства дорожек в парковой зоне, пешеходных дорожек и тротуаров.
    Садовый. Относится к тротуарным бордюрам, предназначен для оформления садовых дорожек и ограничения газонной зоны.

Помимо вышеперечисленных, имеются и другие подвиды бортового камня, различающиеся своими размерами и внешним видом:

  1. Поребрик. Используется при оформлении газонов, дорожек и пешеходной зоны.
    Газонный блок. Относится к разновидности поребрика, предназначается для укладки на территории газонов с целью предотвращения расползания грунта.
    Бортовой камень со скошенной стороной. Устанавливается в местах, предназначенных для заезда на парковку.
    Бордюр радиусной формы. С его помощью выстраиваются отрезки проезжих частей дорог и клумб круглой и овальной форм.

Бордюр радиусной формы

Газонный блок

Бортовой камень со скошенной стороной

Кроме этого, бордюрные ограждения классифицируются по виду используемого сырья:

  1. Вибропрессованные. Обладая большой прочностью, такие ограждения имеют длительный срок эксплуатации при высоких перепадах температур. Влагостойкость материала позволяет устанавливать бортики практически в любой климатической зоне.
    Железобетонные. Для их изготовления используется мелкозернистый армированный бетон, отличающийся своей долговечностью и устойчивостью к механическим повреждениям.
    Гранитные. Изделия из этого материала являются самыми прочными, но и самыми дорогими. Выдерживают большие температурные перепады, обладают повышенной устойчивостью к истиранию.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Усадьба
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector