Выбор конструкции
Собираясь построить деревянный гараж своими руками нужно заранее определиться с типом фундамента, конструктивным решением стен и кровли. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Проще всего сделать основание под деревянный гараж в виде монолитной железобетонной плиты. Она не только станет надежной опорой для стен, но и выполнит функцию пола.
Для исключения впитывания в бетон грунтовой влаги, после отсыпки и уплотнения песчаной подушки по ней нужно уложить 2 слоя рубероидной гидроизоляции. Для отапливаемого гаража не будет лишней работа по утеплению фундаментной плиты. Перед заливкой чистовой растворной стяжки на бетон нужно уложить листы экструдированного пенопласта толщиной 1-2 сантиметра.
Толщину плиты фундамента нужно выбрать такой, чтобы уровень чистого пола в гараже был выше уровня грунта на 20-25 см. Это позволит исключить замачивание стен дождевой водой. Для защиты стен от влаги после завершения строительства по всему периметру строения нужно залить бетонную отмостку шириной не менее 70 см.
Существуют более доступные по стоимости варианты фундаментов под гараж из бруса – ленточный бутобетонный, столбчатый и свайный. Ленточный достаточно заглубить в грунт на 60-80 см. Древесина – легкий и упругий материал, который не боится деформаций, вызванных морозным пучением.
А вот столбы или сваи под такой гараж придется погрузить в землю глубже (ниже точки сезонного промерзания), чтобы замерзший грунт не вытолкнул фундамент наружу.
Закончив с фундаментом, приступают к возведению стен. Здесь можно реализовать любой из двух вариантов – каркас из бруса или деревянный сруб.
Гараж из бруса: объективные преимущества
Если мы строим гараж из бруса своими руками, то вряд ли можно представить себе что-то более экологичное. Древесина отличается превосходными теплоизоляционными качествами. Он легко убирает неприятный запах и пропускает испарения, тем самым создавая внутри помещения идеально комфортный микроклимат.
Брус очень сильно напоминает конструктор. Он совершенно не нуждается в просушке и подгонке. Требуемую конструкцию можно собрать самостоятельно, имея лишь самые минимальные строительные навыки. При этом возвести строение возможно в самые короткие сроки.
Современный брус пропитан специальными растворами, которые эффективно защищают от гниения, патогенных микроорганизмов и возгорания.
Приятный, комфортный и полезный для здоровья микроклимат будет весьма кстати в тех случаях, когда помещение планируют использовать еще и в качестве мастерских, в которых обычно проводится львиная доля времени.
Брусовая конструкция великолепно вписывается в общую дизайнерскую концепцию участка с деревянным уютным коттеджем.
Для того, чтобы построить гараж из бруса, не понадобятся ни профессионалы, ни специализированная техника, особенно если выбрана не очень сложная конструкция.
В деревянном брусовом помещении редко бывает сильная влажность, что невероятно способствует сохранению автомобиля и других транспортных средств, а также садового и спортивного инвентаря в идеальном состоянии.
По сути, у бруса имеется всего лишь один существенный недостаток. Это подверженность древесины возгоранию. Именно поэтому гараж придется систематически обрабатывать специальным составом, защищающим от опасности пожара.
Фото — гараж из бруса своими руками:
С чего начать строительство?
Как построить гараж из бруса своими руками? Строительство гаража из бруса обычно начинают весной, летом или осенью, но их можно осуществлять в любое время года. Для возведения конструкции применяют профилированный брус, который укладывают в сруб. При желании его можно приобрести и готовом виде. Это обойдется немногим дороже, зато сэкономит огромное количество времени и сил.
Первое, о чем следует позаботиться, – это фундамент. Основание может быть ленточного, свайного или монолитного типа, однако брус должен отставать от почвы минимум на 20-30 см, иначе при соприкосновении с ней быстро начнется гниение.
Плюс монолитного фундамента в том, что он может послужить и полом, который также можно сделать из дерева или бетона. Наиболее часто, однако, выбирается основание столбчатой конструкции из кирпича или же бетонных блоков. Между основанием и древесиной обязательно укладывается слой гидроизоляции.
Крыша гаража может быть как односкатной, так и двускатной.
Дополнительно утеплять конструкции из бруса имеет смысл лишь тогда, когда она будет отапливаемой зимой. В таком случае утеплитель закрепляется снаружи.
Гараж из бруса — чертеж:
Как подойти правильно к вопросу постройки деревянного гаража
Если при всех минусах хочется все-таки помещение для машины в экологичном стиле, можно решить проблему несколькими способами:
- отстроить гараж из кирпича или камня, внеся дерево в его конструкцию в виде отдельных деталей постройки, можно использовать дорогой материал в небольшом количестве
- утеплить гараж, особенно если это каркасное строение, не забыв о пароизоляции
- предусмотреть возможность отопления деревянного гаража
- необходимость сооружения двойного пола из досок для поддержания нормального микроклимата
- продумать материал ворот – из досок, массива или металла
- все строение целиком или отдельные части из деревянного материала обрабатывать пропитками и грунтовками каждый год.
Последний пункт многим покажется неприятным дополнением к экономии, но при покупке специального оборудования для эффективного распыления составов для обработки это будет занимать минимум времени и быстро станет привычкой. К тому же подобные устройства можно использовать и в других целях.
Можно не раздумывать, а обратиться к мастерам, которые знают, как построить гараж из дерева, чтобы он был долговечным, недорогим и не создавал дополнительных хлопот. Мы можем предложить готовые постройки или создать индивидуальный проект деревянного гаража. Предоставляем возможность выбрать материал.
Всем клиентам мы предлагаем несколько вариантов ворот:
- деревянные
- армированные профилем из досок
- металлические.
Осуществляем замену ворот уже имеющейся постройки.
Подготовительные работы
В первую очередь разрабатывается проект гаража, при этом важно определиться со следующими параметрами:
- размеры постройки (на одну или две машины, с местом для мастерской и т.д.);
- расположение въездных ворот, входной двери;
- наличие смотровой ямы;
- тип фундамента (плитный, ленточный, столбчатый);
- вид пола (земляной, бетонный, деревянный);
- теплый или холодный гараж (в первом случае продумывается способ утепления стен и кровли, место установки и вид печи для отопления);
- конфигурация кровли (односкатная или двухскатная) и вид кровельного материала (профнастил, рубероид, металлочерепица и т.д.).
Подготовьте чертеж с указанием всех размеров, это существенно упростит сборку конструкций. В Интернете можно найти готовые проекты деревянных гаражей и взять за основу подходящий вариант.
Конфигурация фундамента зависит от особенностей грунта на участке, габаритов постройки и доступности материалов
Важно учитывать глубину промерзания грунта и не забыть о том, что верхний край фундамента должен возвышаться над поверхностью не менее чем на 10 см, чтобы древесина нижних венцов не контактировала с грунтом
Деревянные ворота на металлическом каркасе
Рисунок 1. Чертеж деревянных ворот.
Как выглядит комбинированная конструкция, показано на схеме (рис. 1). Вначале изготовим такое сооружение, такой проект наиболее прост в реализации, особенно для человека, умеющего обращаться со сварочным аппаратом.
Для строительства ворот вы можете воспользоваться представленной схемой. Возможно, вам придется внести в нее некоторые изменения, касающиеся высоты конструкции и ширины створок. Начинать работу с замеров и составления чертежа нужно не только для того, чтобы качественно ее выполнить, но и для приобретения нужного количества расходных материалов:
- профильных труб 80 х 80 мм для столбов;
- профильных труб 40 х 40 (40 х 20) мм для рам створок и укосин;
- досок 100 х 25 мм для обшивки полотна ворот и калитки;
- шариковых петель сечением не менее 25 мм;
- саморезов по металлу;
- запорной фурнитуры;
- стальных пластин для заглушек на торцы столбов;
- цемента, песка и щебня;
- различных пропиток для обработки металла и древесины.
Еще вам понадобятся :
- шлифмашинка;
- сварочный аппарат;
- электролобзик (ножовка, циркулярная пила);
- дрель-шуруповерт;
- угольник;
- уровень;
- отвес;
- рулетка;
- лопата или бур.
План монтажа деревянных ворот и калитки.
Отметьте места установки опор и выкопайте или пробурите ямы. Диаметр котлованов должен быть больше сечения труб не менее чем на 20 см. Столбы необходимо вкапывать в грунт не менее чем на 1/3 длины. В ямы засыпается подушка из песка и щебня. Ее толщина — 10-15 см. Подсыпка трамбуется и пропитывается водой. В котлованы устанавливаются столбы, но перед вкапыванием их следует:
- заглушить по торцам (нижняя заглушка должна быть больше сечения трубы);
- очистить от ржавчины;
- обработать антикоррозийным составом;
- покрыть нижнюю треть столба битумной мастикой.
Опоры устанавливаются по уровню или отвесу. В ямы закладывается арматура и заливается бетон. Пока он застывает, изготавливаются рамы ворот и калитки.
Изготовление и навешивание створок
Торцы профильных труб обрезаются под прямым углом или углом в 45°. Стойки и горизонтальные перемычки собираются воедино на плоской поверхности. Угольником проверяется, насколько правильно собраны створки (более точно качество сборки проверяется рулеткой, которой измеряются диагонали конструкции). Вертикальные и горизонтальные элементы каркаса окончательно свариваются. Вырезаются укосины и также привариваются к рамам. Установка створок и калитки ведется только через 2 недели после заливки котлованов под опорами бетоном.
Ограничитель-фиксатор открытого положения ворот: 1 – стойка, 2 – защелка, 3 – рама створки.
Перед навешиванием петель все каркасы следует надежно зафиксировать между столбами. После этого размечаются места установки навесов. Затем они привариваются к опорам и рамам. На створках и калитке монтируется запорная фурнитура. Все конструкции очищаются от заусенцев, окалины, ржавчины и покрываются антикоррозийным составом, грунтовкой и краской.
Теперь рамы остается обшить оструганными досками. Следует знать, что качественно сделать деревянные ворота не получится, если древесина не будет предварительно высушена в недоступном для прямого солнечного света месте (время просушки досок составляет 1,5-2 недели). После просушки и обрезки по размерам вагонка последовательно пропитывается антисептиком и антипиреном.
Перед вкручиванием крепежа в досках делаются отверстия. После ввинчивания саморезов они обрабатываются антисептиком. Доски не нужно укладывать вплотную друг к другу. Нужно оставлять небольшой зазор между ними, чтобы обеспечить компенсацию расширения. Равный промежуток между элементами обшивки получится, если между ними прокладывать планки одинаковой толщины. После ее монтажа древесина покрывается краской или лаком.
Форма обшивки ворот совсем не обязательно должна быть прямоугольной. Кроме того, доски можно поместить внутрь стальной рамы из профтруб или уголков. Опорные столбы можно облицевать кирпичом. В этом случае к ним привариваются закладные, к которым при установке ворот будут крепиться петли. Под кирпичные столбы нужно строить фундамент, а полость внутри кладки заполняется бетоном.
Хотим построить гараж, с чего начать
Наличие на участке гаражной постройки позволяет решить множество сложных вопросов. Внутри него можно разместить автомобиль, чтобы обезопасить его от негативного воздействия атмосферных осадков, УФ-лучей, насекомых, посторонних глаз прохожих.
Вместительный гараж 6 на 6 можно строить, применяя различные материалы:
- Металл. Отличается долговечностью, практичностью, средним весом. Но при работе с листами металла потребуется иметь специальное оборудования, что по карману не каждому автовладельцу;
- Кирпич. Кирпичная постройка кирпича отличается высокими показателями теплосбережения, долговечностью, стойкостью к износу. Но она будет иметь существенный вес, поэтому потребует сооружения мощного фундамента, что требует немало денег;
- Дерево. Наиболее доступный по стоимости вариант, которым непременно стоит воспользоваться для создания гаражного строения каркасного типа.
Какой из описанных материалов лучше предпочесть? Практика показывает, что наиболее экономный, довольно надежный вариант сегодня – это каркасный деревянный гараж. Строительство такой конструкции не отличается особой сложностью, с этой задачей справится даже неопытный строитель.
Главное, внимательно прочесть статью до конца, чтобы знать особенности возведения деревянного каркаса для гаражной постройки. Тогда можно избежать ошибок, получить удивительные результаты своих трудов.
Характеристика бруса как материала
Брус отличается дешевизной и простотой обработки
Если было принято решение строить гараж именно из бруса, то обязательно нужно узнать характеристики этого материала и его особенности.
Брус – это лесоматериал, который делается из брёвен. Чаще всего брус – это обработанное бревно прямоугольной или квадратной формы, длина которого во много раз превышает его поперечное сечение. Сечение может быть от 100 до 400 мм.
Сейчас выделяют несколько типов бруса, которые можно найти на рынке. Каждый из них имеет свои особенности:
- Стандартный. Наиболее дешёвый и простой вид бруса, который выполнен из единого массива и ровный со всех сторон. Сечение такого бруса чаще всего составляет от 15 до 22 см. Для строительства гаражей или хозяйственных построек используют брус с минимальным сечением.
- Профилированный. Это высокотехнологичный цельный материал, который делают из хвойных пород деревьев. Он обязательно делается единым массивом, без применения клея или других веществ. Профилированный брус — экологически чистый материал, который имеет специальные пазы по бокам. Они нужны для скрепления между собой нескольких брусков.
- Оцилиндрованный. Это брус, который прошёл специальную обработку и имеет одинаковый диаметр по всей длине. Выполнен он в форме цилиндра, из-за чего и получил своё название. Этот вид бруса чаще всего используют для строительства домов.
- Клеёный. Это материал, который образуется путём склейки между собой нескольких деревянных материалов.
Эксплуатационные свойства бруса можно сопоставить с характеристиками любого деревянного материала. Из него легко возводить постройки, это не требует дорогого и разнообразного инструмента. Но у всех видов бруса есть похожие преимущества и недостатки, которые мы сейчас рассмотрим.
Строительство гаража из бруса своими руками
Теперь разберем перечисленные этапы подробнее. Наш пример — постройка гаража из бруса на столбчатом фундаменте с деревянным полом.
Фундамент
Перед возведением фундамента необходимо определиться с площадкой, отмерить необходимые размеры и снять часть грунта. Площадку для гаража выравнить. Затем при помощи бечевки и колышков надо провести разметку мест установки всех столбов фундамента.
Столбы ставятся по углам гаража, а также вдоль каждой стены и посередине. Для стандартного гаража понадобится четыре столба по углам, а также по два столба вдоль длинных стен, по одному — вдоль коротких, два посередине.
В том месте, где будет столбчатый фундамент, насыпается песчаная подушка не менее 25 см толщиной. Если грунт пучинистый, то все 40 см. Песок поливается водой, трамбуется, на него укладывается рубероид.
Затем ставятся столбы из кирпича или блоков, они соединяются при помощи раствора цемента. Нужный размер определяется при помощи той же натянутой для разметки бечевки. По столбам проходятся битумной мастикой для гидроизоляции, укладываются два слоя рубероида.
Стены
После того, как все просохнет, фундамент окончательно застынет, на столбы укладывается нижний брус, он называется закладным. Если вы приобрели готовое для сборки строение, срубы уже подогнаны. Если же брус обычный, то придется изучить подходящие способы соединения. Например, считается, что подходит для небольшого строения соединения «в полдерева», «в лапу» и другие. Наиболее популярные соединения бруса есть на картинке.
После установки закладного бруса, нижней обвязки, необходимо врезать перекрытия пола будущего гаража. Их делают при помощи бруска или доски размером 40 мм, которая уложена на торец. Для гаража необходимо выбирать минимально возможное расстояние между лагами, то есть полметра. В процессе врезки дерево необходимо пропитать антисептической жидкостью.
Затем укладываются новые ряды бруса, используя то же соединение, что выбрано для нижней обвязки. Ряды бруса соединяют специальным клином, нагелем. Для этого оба бруса просверливаются до совпадения отверстий, в них забивается клин из твердой древесины. Требуется соблюдать правило установки нагелей — клин должен быть забит в брус глубоко, утоплен на пару сантиметров, иначе могут образоваться щели во время усыхания дерева.
Крыша
Когда стены возведены, то приступают к сооружению стопил для крыши гаража. Сначала устанавливаются потолочные балки. Затем изготавливается шаблон для стропил. Для этого брус 50 на 100 мм прикладывается к торцу каркаса, отмечаются линии запилов. Следует отложить два сантиметра от точки соприкосновения с гранью обвязки. Рисуется горизонталь, которая отмечает врубку.
Стропильные ноги врубаются в верхний венец, обычно используется соединение «в полдерева». Для надежности стропила закрепляются уголками. Затем устанавливается обрешетка из доски, ее шаг выбирается исходя из вида кровельного покрытия.
Гидроизоляцией кровли будет служить полиэтилен, который настилается на обрешетку и закрепляется степлером. Если на нормальную кровлю не хватило средств, можно какое-время летом использовать пленку гидроизоляции типа Изоспана D, тогда полиэтилен можно не закреплять.
На слой гидроизоляции кладется выбранное покрытие. Для гаража можно выбрать недорогой шифер, профнастил, но красивее смотрится деревянная постройка с кровлей из черепицы или ондулина. Кровля кладется так, как сказано в инструкции к материалу.
При установке следует обратить внимание на самые уязвимые места: конек и соединение крыши со стенами. Здесь дерево может гнить, поэтому желательно пройтись по ним пропиткой
Въезд и ворота
Въезд в деревянный гараж также выполняется из половых досок 60 мм, которые кладутся на опорный брус. Этот брус врубается в нижний закладной под небольшим углом (около 20-30 градусов), снизу все пропитывается битумной мастикой. Доски прибиваются поперек на брус.
Одновременно с монтажом въезда выбираются и устанавливаются гаражные ворота. Так как гараж из дерева смотрится современно, чаще всего выбираются новые подъемные автоматические. Однако если у вас нет достаточных средств для них, можно приобрести распашные. Брус — стройматериал прочный, стены выдержат любой вид ворот.
Выбор и приобретение бруса
После выбора оптимальной конструкции строения приступают к подбору и покупке стройматериала, из которого будет изготавливаться автогараж. В строительстве используют разные разновидности бревен и поэтому перед покупкой придется ознакомиться с их отличительными характеристиками:
- Ровный массивный брус. Считается дешевым стройматериалом, благодаря чему пользуется популярностью среди строителей. Однако опытные специалисты не советуют использовать его, так как он плохо защищен от влаги и не удерживает температуру. Если приобрести не до конца просушенный материал, гараж будет постоянно усаживаться на протяжении 2-3 лет после постройки.
- Профилированный. Этот тип стройматериала более надежный и качественный. Он справляется с температурными перепадами и повышенным уровнем влажности. Также профилированные бревна не будут деформироваться после окончания строительства. Для создания автомобильного гаража лучше покупать брус, который оснащен крепежными пазами и шипами на поверхности.
- Клееный. Стройматериал клееного типа делается из склеенных высушенных досок. Многие специалисты считают это идеальным выбором для строительства автогаража, так как у материала нет усадки, и он не растрескивается при высоких температурах.
Строительство гаража из бруса своими руками
Теперь разберем перечисленные этапы подробнее. Наш пример — постройка гаража из бруса на столбчатом фундаменте с деревянным полом.
Фундамент
Перед возведением фундамента необходимо определиться с площадкой, отмерить необходимые размеры и снять часть грунта. Площадку для гаража выравнить. Затем при помощи бечевки и колышков надо провести разметку мест установки всех столбов фундамента.
Столбы ставятся по углам гаража, а также вдоль каждой стены и посередине. Для стандартного гаража понадобится четыре столба по углам, а также по два столба вдоль длинных стен, по одному — вдоль коротких, два посередине.
В том месте, где будет столбчатый фундамент, насыпается песчаная подушка не менее 25 см толщиной. Если грунт пучинистый, то все 40 см. Песок поливается водой, трамбуется, на него укладывается рубероид.
Затем ставятся столбы из кирпича или блоков, они соединяются при помощи раствора цемента. Нужный размер определяется при помощи той же натянутой для разметки бечевки. По столбам проходятся битумной мастикой для гидроизоляции, укладываются два слоя рубероида.
Стены
После того, как все просохнет, фундамент окончательно застынет, на столбы укладывается нижний брус, он называется закладным. Если вы приобрели готовое для сборки строение, срубы уже подогнаны. Если же брус обычный, то придется изучить подходящие способы соединения. Например, считается, что подходит для небольшого строения соединения «в полдерева», «в лапу» и другие. Наиболее популярные соединения бруса есть на картинке.
После установки закладного бруса, нижней обвязки, необходимо врезать перекрытия пола будущего гаража. Их делают при помощи бруска или доски размером 40 мм, которая уложена на торец. Для гаража необходимо выбирать минимально возможное расстояние между лагами, то есть полметра. В процессе врезки дерево необходимо пропитать антисептической жидкостью.
Затем укладываются новые ряды бруса, используя то же соединение, что выбрано для нижней обвязки. Ряды бруса соединяют специальным клином, нагелем. Для этого оба бруса просверливаются до совпадения отверстий, в них забивается клин из твердой древесины. Требуется соблюдать правило установки нагелей — клин должен быть забит в брус глубоко, утоплен на пару сантиметров, иначе могут образоваться щели во время усыхания дерева.
Крыша
Когда стены возведены, то приступают к сооружению стопил для крыши гаража. Сначала устанавливаются потолочные балки. Затем изготавливается шаблон для стропил. Для этого брус 50 на 100 мм прикладывается к торцу каркаса, отмечаются линии запилов. Следует отложить два сантиметра от точки соприкосновения с гранью обвязки. Рисуется горизонталь, которая отмечает врубку.
Стропильные ноги врубаются в верхний венец, обычно используется соединение «в полдерева». Для надежности стропила закрепляются уголками. Затем устанавливается обрешетка из доски, ее шаг выбирается исходя из вида кровельного покрытия.
Гидроизоляцией кровли будет служить полиэтилен, который настилается на обрешетку и закрепляется степлером. Если на нормальную кровлю не хватило средств, можно какое-время летом использовать пленку гидроизоляции типа Изоспана D, тогда полиэтилен можно не закреплять.
На слой гидроизоляции кладется выбранное покрытие. Для гаража можно выбрать недорогой шифер, профнастил, но красивее смотрится деревянная постройка с кровлей из черепицы или ондулина. Кровля кладется так, как сказано в инструкции к материалу.
При установке следует обратить внимание на самые уязвимые места: конек и соединение крыши со стенами. Здесь дерево может гнить, поэтому желательно пройтись по ним пропиткой
Въезд и ворота
Въезд в деревянный гараж также выполняется из половых досок 60 мм, которые кладутся на опорный брус. Этот брус врубается в нижний закладной под небольшим углом (около 20-30 градусов), снизу все пропитывается битумной мастикой. Доски прибиваются поперек на брус.
Одновременно с монтажом въезда выбираются и устанавливаются гаражные ворота. Так как гараж из дерева смотрится современно, чаще всего выбираются новые подъемные автоматические. Однако если у вас нет достаточных средств для них, можно приобрести распашные. Брус — стройматериал прочный, стены выдержат любой вид ворот.
Фундамент и его нюансы возведения
Устройство ленточного фундамента под гараж.
Фундамент является основой для любого здания.Гараж не исключение. Фундамент для деревянного гаража по каркасной или бревенчатой технологии не должен быть очень мощным, так как строение будет достаточно легким. Монолитная конструкция фундамента при строительстве гаража необходима только в том случае, если грунтовые воды залегают на глубине менее 10 м.
Во всех остальных случаях достаточно будет ленточного фундамента.
Глубина его — 50 см, ширина — 20 см, высота над землей — не менее 20 см. Этого вполне достаточно, чтобы выдержать предстоящую нагрузку здания гаража длительное время. Дренажем послужит подушка из гравия высотой в 5-7 см.
Для строительства фундамента выкапывают траншею по ранее нанесенной разметке по указанным размерам. Далее, устанавливается опалубка. В качестве нее можно использовать доски, которые крепко соединяются между собой винтовыми шпильками во избежание возможных протечек.
После этого укладывают арматурные пруты диаметром 10 мм, которые связывают между собой проволокой или пластиковыми фиксаторами.
Бетонным раствором, который представляет собой смесь цемента, песка, щебня мелкой фракции и воды, заливают фундамент. Во время заливки необходимо раствор притрамбовывать, чтобы не допустить образования пустот. После этого необходимо дать фундаменту полностью застыть в течение 10-15 дней.
Выбор конструкции
Собираясь построить деревянный гараж своими руками нужно заранее определиться с типом фундамента, конструктивным решением стен и кровли. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Проще всего сделать основание под деревянный гараж в виде монолитной железобетонной плиты. Она не только станет надежной опорой для стен, но и выполнит функцию пола.
Для исключения впитывания в бетон грунтовой влаги, после отсыпки и уплотнения песчаной подушки по ней нужно уложить 2 слоя рубероидной гидроизоляции. Для отапливаемого гаража не будет лишней работа по утеплению фундаментной плиты. Перед заливкой чистовой растворной стяжки на бетон нужно уложить листы экструдированного пенопласта толщиной 1-2 сантиметра.
Толщину плиты фундамента нужно выбрать такой, чтобы уровень чистого пола в гараже был выше уровня грунта на 20-25 см. Это позволит исключить замачивание стен дождевой водой. Для защиты стен от влаги после завершения строительства по всему периметру строения нужно залить бетонную отмостку шириной не менее 70 см.
Существуют более доступные по стоимости варианты фундаментов под гараж из бруса – ленточный бутобетонный, столбчатый и свайный. Ленточный достаточно заглубить в грунт на 60-80 см. Древесина – легкий и упругий материал, который не боится деформаций, вызванных морозным пучением.
А вот столбы или сваи под такой гараж придется погрузить в землю глубже (ниже точки сезонного промерзания), чтобы замерзший грунт не вытолкнул фундамент наружу.
Закончив с фундаментом, приступают к возведению стен. Здесь можно реализовать любой из двух вариантов – каркас из бруса или деревянный сруб.
Брусовый каркас
Для того, чтобы каркас гаража из бруса был прочным и геометрически безукоризненным, перед началом сборки нужно подготовить проект или подробный эскиз.
На бумаге вычерчивают все несущие конструкции и детально прорабатывают контактные узлы. При недостатке опыта конструирования узлы соединений вертикальных стоек и горизонтальных связей каркаса можно взять из типовых проектов деревянных сооружений. Соединять элементы каркаса можно не только при помощи стальных скоб, но и посредством металлических пластин с отверстиями под саморезы.
Врубки и другие сложные соединения брусьев нужно по возможности избегать, заменяя их простым вариантом стыковки – внахлест или, как говорят плотники, «в пол дерева».
Основа, на которой строится каркасный гараж — горизонтальная опорная рама из бруса сечением 100х100 мм. Для ее изготовления лучше использовать дуб или лиственницу. Эти породы более стойко переносят увлажнение.
Опорную раму ставят не на бетон, а на рубероид, чтобы исключить попадание влаги в волокна древесины. На плитном или ленточном фундаменте ее фиксируют при помощи резьбовых анкерных шпилек диаметром 14-16 мм, предварительно заглубленных в бетон на глубину 20-25 см.
Выверив горизонтальность рамы строительным уровнем, можно приступать к установке угловых стоек каркаса. Проверив вертикальность, их фиксируют наклонными укосинами из досок, а поверху натягивают шнур. По нему выставляются рядовые стойки. Их шаг зависит от размеров поперечного сечения, толщины наружной обшивки и может составлять от 50 до 100 см.
Выставив по шнуру и закрепив постоянными укосинами стойки каркаса, их поверху фиксируют обвязочным брусом, который выполняет роль опоры для стропильной системы крыши.
Для надежного крепления стропильных ног в обвязочном брусе вырезают пазы.
Если гараж будет отапливаемым, то обшивку стен ведут одновременно с послойным утеплением пространства эковатой. Есть и другой вариант: можно сначала обшить каркас блокхаусом, деревянной вагонкой или доской, после чего изнутри облицевать его полужесткими плитами из минеральной ваты. Не забудьте закрыть утеплитель паробарьерной пленкой и сделать вентилируемый зазор!
Пенопластом каркасный гараж из бруса утеплять нельзя, поскольку этот материал не пропускает водяной пар и древесина в зоне контакта с ним будет гнить.